Елена Баранова
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в ходе ООД с использованием сюжетно-ролевых игр (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем его мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще
раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека предусмотрена ФГОС дошкольного образования. Традиционные методы и приемы ознакомления детей с профессиями не вызывают у них активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в той или иной области человеческой деятельности. В своей работе мы используем разнообразные методы и приемы для ознакомления детей с миром профессий. Основное предпочтение отдаем сюжетно-ролевой игре [2, с. 33]. Сюжетно-ролевая игра один из видов творческих игр, которая способствует не только более детальной профориентации детей старшего дошкольного возраста, но и закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию, посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения. Для ознакомления дошкольников с миром профессий в ООД мы включаем следующие сюжетно-ролевые игры :
Публикация «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в ходе ООД с использованием сюжетно-ролевых игр (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
1 при ознакомлении с миром моды и красоты: «Парикмахерская», «Салон красоты», «Барбершоп», «Бьюти-мастер», «Косметолог», «Мастер бровист», «Мастер визажист» и т. д. (рис. 1);
рис. 1 – сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
2. при ознакомлении с профессиями в области медицины : «Операционная», «В кабинете у зубного врача», «На приеме у педиатра», «К какому врачу пойдем?» и т. д. (рис 2);
рис. 2 – сюжетно-ролевая игра «Операционная»
3. при ознакомлении с областью строительства: «Строитель», «На стройке», «Маляр», «Сварщик», «Инженер» и т. д. (рис. 3);
рис. 3 – «Строитель»
4. при ознакомлении с профессиями в области пищевой промышленности: «Повар», «Кондитер», «Сушит», «Пиццерия» и т. д. ;
5. при ознакомлении с миром сельскохозяйственных профессий : «Фермер», «Доярка», «Агроном», «Зоотехник», «Ветеринар» и т. д. ;
6 при ознакомлении с профессиями в сфере транспорта : «Водитель», «Таксист», «Экспедитор», «Дальнобойщик», «Летчик», «Моряк», «Космонавт»;
7. при ознакомлении с профессиями спасательных служб : «Пожарный», «Полицейский», «МЧС» и т. д. ;
8. при ознакомлении с профессиями в финансовой сфере : «Работник банка», «Кассир», «Банкомат», «Финансист», «Деньги», «Цена – товар» и т. д.
Мы, как педагоги заинтересованы в использовании данного вида игры на ООД, как необходимом компоненте при ознакомлении с миром профессий. Работая в данном направлении, нами разрабатываются конспекты на основании пособия Антоновой М. В. «Знакомимся с профессиями». Конспект одного из таких занятий далее.
«Профессия – пожарный»
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе
(по рабочей тетради для детей 5 – 7 лет «Знакомимся с профессиями»,
автор-составитель Антонова М. В.)
Цель занятия: актуализировать представления детей о профессии пожарный.
Предварительная работа :
– чтение произведений С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом»;
– чтение и пересказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»;
– рисование пожарной машины (по стихотворению С. Я. Маршака «Пожар»);
– знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения;
– экскурсия в пожарную часть;
– создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Пожарные» и для подвижной игры «Пожарные на учениях».
Средства: Фотографии пожарных машин, игрушки, мяч, альбома, краски, кисти.
Словарная работа. Звуковой сигнал, механическая лестница, пожарный рукав, ствол, струя.
Ход ООД
Воспитатель (показывая телеграмму).
Телеграмма! Телеграмма!
Я пришла к вам с почты прямо.
У телеграммы срочной,
Адрес очень точный:
«Центр развития ребенка – детский сад № 58»
В. : Хотите узнать от кого телеграмма? (ответы детей)
Привет вам детвора
Шлю со своего двора,
Загадку отгадаете и меня узнаете.
В. : Дети, отгадайте загадку:
Этот зверь живет лишь дома
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится
Угадали? Это … (кот)
В. : Молодцы, это кошка из произведения С. Маршака «Кошкин дом». Кошка хочет узнать, кто нам в современном мире оказывает помощь в тушении пожара. Знаете ли вы правила пожарной безопасности. Ребята, поможем кошке?
Дети. Поможем.
В. : Тогда скажите, кто же придет к нам на помощь по первому зову при пожаре? Да, это пожарные. Что вы знаете о труде пожарного?
Дети. Работа пожарных трудная, тяжелая: при тушении огня они рискуют жизнью. Но их работа, очень нужна людям.
В. : Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям?
Дети. Они тушат пожары, спасают людей, их вещи.
В. : Какими должны быть пожарные?
В. : Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными?
Дети. Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму. А это могут делать только люди с такими качествами.
В. : Молодцы! Вы все правильно и верно перечислили. Дети, какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем (рассматривание фотографий?
Дети. Им помогают пожарные машины с водой, пеной, с механическими лестницами и насосами.
В. : Как оборудована пожарная машина?
Дети. В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни – синие, а также звуковой сигнал. Они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу.
В. : В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. Раньше во время пожара горели целые дома и улицы, даже целые города. Подумайте: почему случались такие пожары?
Дети. Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома были деревянные, горели быстро. У пожарных были только бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом. Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.
В. : А сейчас я вам хочу предложить помочь пожарному добраться до машины (рис. 4) [1, с. 39].
Задание 1.
рис. 4 – Задание 1
В. : Молодцы. Справились, но у меня для вас есть еще одно задание. Готовы справиться и с ним? Сейчас я вам хочу предложить помочь пожарному найти предметы, которые понадобятся ему для тушения пожара.
Здание 2. Помоги пожарному найти предметы, которые понадобятся ему для тушения пожара: огнетушитель, пожарная лестница, перчатки, 4 лопаты, 2 шлема, 2 пары сапог, автомобиль штабной, мегафон, топор, пожарный шланг (рис. 5).
рис. 5 – Задание 2
В. : Молодцы, справились и с этим заданием. Скажите, а как раньше пожарные узнавали о пожаре? Как узнают теперь?
Дети. Раньше в каждом большом селе и в городе была высокая башня – она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где-нибудь дымок.
В. : Пожары происходят от не соблюдения правил пожарной безопасности. Если люди оставляют без присмотра не выключенный телевизор, утюг, газовую плиту, если дети играют со спичками, шалят с огнем. А что нужно сделать сейчас, чтобы сообщить о пожаре?
Дети. Нужно по телефону набрать «01» и «112».
В. : Тогда для вас следующее задание.
Задание 3. Вам необходимо обвести по точкам контур цифр 01 и 112 (рис. 6).
рис. 6 – Задание 3
В. : Профессия пожарного не легкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. Как в нашей стране отмечают людей, особо отличившихся на пожаре?
Дети. Их награждают медалями.
В. : Правильно, пожарных награждают медалью «За отвагу на пожаре». О них сложены стихи и песни, написаны картины. Многие пожарные погибли в огне военных пожаров, многие из них не вернулись с фронта. Священный огонь нашей памяти горит у подножия обелисков в их честь в Грозном, Санкт-Петербурге и других городах. В огонь Чернобыля пожарные шагнули первыми. Наше правительство высоко оценило их подвиг. Виктор Телятников, Виктор Кибенок, Владимир Правик удостоены высшей награды страны: им присвоено звание Героя Советского Союза. Какие произведения о пожарных и их помощниках вы знаете?
Дети. Стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки».
В. : Дети, давайте создадим рисунки на тему «Пожарная безопасность». Но вначале давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Твои помощники, взгляни, (пальцы, начиная с указательного,
Десяток дружных братцев, поочередно соединяются с большим)
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
В любой работе сложной (сжимают и разжимают пальцы)
Им равных не сыскать,
А нам они сегодня
Помогут рисовать.
В. : Ну а теперь, давайте приступим к созданию рисунков.
Вопросы для закрепления:
1. Почему пожарная машина красного цвета?
2. Какими способами можно потушить пожар?
3. Какими качествами должен обладать пожарный?
4. Что может стать причиной пожара?
В. : Вам понравилось занятие? Сегодня много нового и интересного мы с вами узнали.
Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Но без педагогического взаимодействия с ребенком, игра детей не состоится. В таких играх педагог должен хорошо владеть методикой организации и проведения данного вида деятельности, и быть для ребенка другом, помощником, партнером. В своей работе по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста мы опираемся на труды Логиновой В. И., Медвецкой Е. И., Литвинова Л. П., Маматова И. С., Гофман Е. Р. И другие.
Знакомя дошкольников с миром профессии – мы готовим их к будущему, к правильному самоопределению и верному жизненному пути!
Список литературы
1. Антонова, М. А. Знакомимся с профессиями : рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет / М. А. Антонова. – Саранск, 2017 – 48 с.
2. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – М. : : «Николаев», 2019. – 67 с.