Лучший педагог года

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в ходе ООД с использованием сюжетно-ролевых игр (из опыта работы)

Елена Баранова
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в ходе ООД с использованием сюжетно-ролевых игр (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«Умейте открыть перед ребенком

в окружающем его мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще

раз возвратиться к тому, что он узнал».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека предусмотрена ФГОС дошкольного образования. Традиционные методы и приемы ознакомления детей с профессиями не вызывают у них активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в той или иной области человеческой деятельности. В своей работе мы используем разнообразные методы и приемы для ознакомления детей с миром профессий. Основное предпочтение отдаем сюжетно-ролевой игре [2, с. 33]. Сюжетно-ролевая игра один из видов творческих игр, которая способствует не только более детальной профориентации детей старшего дошкольного возраста, но и закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию, посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения. Для ознакомления дошкольников с миром профессий в ООД мы включаем следующие сюжетно-ролевые игры :

Публикация «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в ходе ООД с использованием сюжетно-ролевых игр (из опыта работы)» размещена в разделах

1 при ознакомлении с миром моды и красоты: «Парикмахерская», «Салон красоты», «Барбершоп», «Бьюти-мастер», «Косметолог», «Мастер бровист», «Мастер визажист» и т. д. (рис. 1);

рис. 1 – сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

2. при ознакомлении с профессиями в области медицины : «Операционная», «В кабинете у зубного врача», «На приеме у педиатра», «К какому врачу пойдем?» и т. д. (рис 2);

рис. 2 – сюжетно-ролевая игра «Операционная»

3. при ознакомлении с областью строительства: «Строитель», «На стройке», «Маляр», «Сварщик», «Инженер» и т. д. (рис. 3);

рис. 3 – «Строитель»

4. при ознакомлении с профессиями в области пищевой промышленности: «Повар», «Кондитер», «Сушит», «Пиццерия» и т. д. ;

5. при ознакомлении с миром сельскохозяйственных профессий : «Фермер», «Доярка», «Агроном», «Зоотехник», «Ветеринар» и т. д. ;

6 при ознакомлении с профессиями в сфере транспорта : «Водитель», «Таксист», «Экспедитор», «Дальнобойщик», «Летчик», «Моряк», «Космонавт»;

7. при ознакомлении с профессиями спасательных служб : «Пожарный», «Полицейский», «МЧС» и т. д. ;

8. при ознакомлении с профессиями в финансовой сфере : «Работник банка», «Кассир», «Банкомат», «Финансист», «Деньги», «Цена – товар» и т. д.

Мы, как педагоги заинтересованы в использовании данного вида игры на ООД, как необходимом компоненте при ознакомлении с миром профессий. Работая в данном направлении, нами разрабатываются конспекты на основании пособия Антоновой М. В. «Знакомимся с профессиями». Конспект одного из таких занятий далее.

«Профессия – пожарный»

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе

(по рабочей тетради для детей 5 – 7 лет «Знакомимся с профессиями»,

автор-составитель Антонова М. В.)

Цель занятия: актуализировать представления детей о профессии пожарный.

Предварительная работа :

– чтение произведений С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом»;

– чтение и пересказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»;

– рисование пожарной машины (по стихотворению С. Я. Маршака «Пожар»);

– знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения;

– экскурсия в пожарную часть;

– создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Пожарные» и для подвижной игры «Пожарные на учениях».

Средства: Фотографии пожарных машин, игрушки, мяч, альбома, краски, кисти.

Словарная работа. Звуковой сигнал, механическая лестница, пожарный рукав, ствол, струя.

Ход ООД

Воспитатель (показывая телеграмму).

Телеграмма! Телеграмма!

Я пришла к вам с почты прямо.

У телеграммы срочной,

Адрес очень точный:

«Центр развития ребенка – детский сад № 58»

В. : Хотите узнать от кого телеграмма? (ответы детей)

Привет вам детвора

Шлю со своего двора,

Загадку отгадаете и меня узнаете.

В. : Дети, отгадайте загадку:

Этот зверь живет лишь дома

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы,

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится

Угадали? Это … (кот)

В. : Молодцы, это кошка из произведения С. Маршака «Кошкин дом». Кошка хочет узнать, кто нам в современном мире оказывает помощь в тушении пожара. Знаете ли вы правила пожарной безопасности. Ребята, поможем кошке?

Дети. Поможем.

В. : Тогда скажите, кто же придет к нам на помощь по первому зову при пожаре? Да, это пожарные. Что вы знаете о труде пожарного?

Дети. Работа пожарных трудная, тяжелая: при тушении огня они рискуют жизнью. Но их работа, очень нужна людям.

В. : Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям?

Дети. Они тушат пожары, спасают людей, их вещи.

В. : Какими должны быть пожарные?

В. : Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными?

Дети. Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму. А это могут делать только люди с такими качествами.

В. : Молодцы! Вы все правильно и верно перечислили. Дети, какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем (рассматривание фотографий?

Дети. Им помогают пожарные машины с водой, пеной, с механическими лестницами и насосами.

В. : Как оборудована пожарная машина?

Дети. В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни – синие, а также звуковой сигнал. Они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу.

В. : В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. Раньше во время пожара горели целые дома и улицы, даже целые города. Подумайте: почему случались такие пожары?

Дети. Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома были деревянные, горели быстро. У пожарных были только бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом. Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.

В. : А сейчас я вам хочу предложить помочь пожарному добраться до машины (рис. 4) [1, с. 39].

Задание 1.

рис. 4 – Задание 1

В. : Молодцы. Справились, но у меня для вас есть еще одно задание. Готовы справиться и с ним? Сейчас я вам хочу предложить помочь пожарному найти предметы, которые понадобятся ему для тушения пожара.

Здание 2. Помоги пожарному найти предметы, которые понадобятся ему для тушения пожара: огнетушитель, пожарная лестница, перчатки, 4 лопаты, 2 шлема, 2 пары сапог, автомобиль штабной, мегафон, топор, пожарный шланг (рис. 5).

рис. 5 – Задание 2

В. : Молодцы, справились и с этим заданием. Скажите, а как раньше пожарные узнавали о пожаре? Как узнают теперь?

Дети. Раньше в каждом большом селе и в городе была высокая башня – она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где-нибудь дымок.

В. : Пожары происходят от не соблюдения правил пожарной безопасности. Если люди оставляют без присмотра не выключенный телевизор, утюг, газовую плиту, если дети играют со спичками, шалят с огнем. А что нужно сделать сейчас, чтобы сообщить о пожаре?

Дети. Нужно по телефону набрать «01» и «112».

В. : Тогда для вас следующее задание.

Задание 3. Вам необходимо обвести по точкам контур цифр 01 и 112 (рис. 6).

рис. 6 – Задание 3

В. : Профессия пожарного не легкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. Как в нашей стране отмечают людей, особо отличившихся на пожаре?

Дети. Их награждают медалями.

В. : Правильно, пожарных награждают медалью «За отвагу на пожаре». О них сложены стихи и песни, написаны картины. Многие пожарные погибли в огне военных пожаров, многие из них не вернулись с фронта. Священный огонь нашей памяти горит у подножия обелисков в их честь в Грозном, Санкт-Петербурге и других городах. В огонь Чернобыля пожарные шагнули первыми. Наше правительство высоко оценило их подвиг. Виктор Телятников, Виктор Кибенок, Владимир Правик удостоены высшей награды страны: им присвоено звание Героя Советского Союза. Какие произведения о пожарных и их помощниках вы знаете?

Дети. Стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки».

В. : Дети, давайте создадим рисунки на тему «Пожарная безопасность». Но вначале давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Твои помощники, взгляни, (пальцы, начиная с указательного,

Десяток дружных братцев, поочередно соединяются с большим)

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

В любой работе сложной (сжимают и разжимают пальцы)

Им равных не сыскать,

А нам они сегодня

Помогут рисовать.

В. : Ну а теперь, давайте приступим к созданию рисунков.

Вопросы для закрепления:

1. Почему пожарная машина красного цвета?

2. Какими способами можно потушить пожар?

3. Какими качествами должен обладать пожарный?

4. Что может стать причиной пожара?

В. : Вам понравилось занятие? Сегодня много нового и интересного мы с вами узнали.

Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Но без педагогического взаимодействия с ребенком, игра детей не состоится. В таких играх педагог должен хорошо владеть методикой организации и проведения данного вида деятельности, и быть для ребенка другом, помощником, партнером. В своей работе по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста мы опираемся на труды Логиновой В. И., Медвецкой Е. И., Литвинова Л. П., Маматова И. С., Гофман Е. Р. И другие.

Знакомя дошкольников с миром профессии – мы готовим их к будущему, к правильному самоопределению и верному жизненному пути!

Список литературы

1. Антонова, М. А. Знакомимся с профессиями : рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет / М. А. Антонова. – Саранск, 2017 – 48 с.

2. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – М. : : «Николаев», 2019. – 67 с.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игрРазвивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игр Содержание Актуальность Методологическая основа Принципы отбора и структурирования содержания Цели и задачи Содержание методического комплекта.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад» Задачи: расширить и закрепить представления детей.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей» Я целый день мечтаю. И знаете о чём? Что вырасту и буду, Наверно, я врачом. А может педагогом? Учить детей писать, И ставить им в тетрадки.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в ходе ООД с использованием сюжетно-ролевых игр (из опыта работы)
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 12:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в ходе ООД с использованием сюжетно-ролевых игр (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД