Наталья Силаева
Ранняя профилактика нарушений речи у детей младенческого возраста посредством развития артикуляторной и мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период от 0 до года. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка впервые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Разговаривать с ребенком нужно начинать тогда, когда он не произносит первые слова, а произносит первые маловразумительные звуки. Это уже формирование речи, и начинается оно задолго до первых слов. И уже на этом этапе основной функцией речи, является общение.
Цель:
Оказание педагогической помощи в естественном и своевременном развитии речи, обеспечение его полноценности.
Задачи:
• Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младенческого возраста.
• Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечь их к совместной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье
Качественная реализация задач по профилактике раннего нарушения речи детей младенческого возраста возможна только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ.
Воспитатели и родители должны знать:
-о возрастных закономерностях речевого развития;
-о типичных нарушениях речи детей и причинах, лежащих в их основе.
Как показывают исследования, основа формирования речи – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий представлении, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка.
1-3 месяца-стадия гуления
Необходимо обращать внимание на отдельные звуки в исполнении малыша, повторять за ним, складывать в короткие слова. Важны эмоциональные реакции на гуление. Всеми этими действиями, мы помогаем быстрее крохе произнести первое слово.
УПРАЖНЕНИЕ: «Споем малыш» поем ребенку песенку, держа таким образом, чтобы он мог видеть наши губы. Если вдруг захочет потрогать исследовать источник звука, не препятствуем!
Упражнение для развития речи в 2-3 месяца «Ласковое общение»: Улыбаемся, тормошим, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемым ребенком. Массажируем пальчики рук и ног.
4-5 месяцев
Игры с различными предметами.
«Где киса?» знакомим с игрушкой, называем ее по имени несколько раз. А затем прячем за спину. «Где киса?». Показываем игрушку «Вот где киса!». Посадим на столик и спрашиваем ребенка еще раз о том, где она находится.
Проводим пальчиковые игры, развиваем мелкую моторику: «Сорока-ворона кашу варила.», «Ладушки- ладушки, где жили? У бабушки», «Наши пальчики играли, дружно все изображали…»
Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость:
Например: у улитки – крошки
Маленькие рожки
У зайчишки-ушки,
Ушки на макушке.
Умение употреблять интонационные средства выразительности формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (речевые и неречевые).
В 6-7 месяцев занятие «Маленький читатель»-читаем книжки с малышом. Пусть сам выбирает. Читаем несколько раз, показываем объекты на иллюстрациях. Когда ребенку будет все полностью знакомо. Просим показать предметы на картинках.
В 8-9 месяцев Развитие речи непрерывно связано с мелкой моторикой
Игра «Прятки в манке». Насыпаем в поднос манку, прячем игрушку мелкую на глазах у ребенка. Спрашиваем «Где киса» Пусть ищет в манке, но мы должны наблюдать за ребенком
10-12 месяцев Даем простые поручения ребенку. «Дай маме ручку», «Принеси мячик».Формируем пассивный словарь. Просим повторять за нами по нескольку раз.
Работа по формированию слухового внимания, восприятия и памяти проходит поэтапно:
1. Нахождение и узнавания источников звука; «ищем колокольчик» Дили-динь,дили-дон
2. Дифференциация звуков
-по способу воспроизведения («барабан-погремушка», «хлопки – притопы»);
-по темпу («дождик»);
-по силе звучания («громко-тихо»);
-по длительности звучания («дорожки»).
Игры и упражнения, развивающий артикуляционный аппарат.
Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи - работа по подготовке артикуляционного аппарата. Логопедические пятиминутки в игровой занимательной форме. Игры на звукоподражание, стихи, потешки. Используемые игры и потешки, стихи, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку. Мы следим за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания. Надо помнить, что проводя эти игры, фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука.
Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить своевременное оказание помощи детям младенческого возраста способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.
Речь и движение ребенка тесно взаимосвязаны. Речевое развитие напрямую зависит от общей и мелкой моторики ребенка, поэтому развивая руку ребенка, мы развиваем речь.