Приложение МААМ

Ранняя профилактика нарушений речи у детей младенческого возраста посредством развития артикуляторной и мелкой моторики

Наталья Силаева
Ранняя профилактика нарушений речи у детей младенческого возраста посредством развития артикуляторной и мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период от 0 до года. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка впервые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

Темочки:

Разговаривать с ребенком нужно начинать тогда, когда он не произносит первые слова, а произносит первые маловразумительные звуки. Это уже формирование речи, и начинается оно задолго до первых слов. И уже на этом этапе основной функцией речи, является общение.

Цель:

Оказание педагогической помощи в естественном и своевременном развитии речи, обеспечение его полноценности.

Задачи:

• Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младенческого возраста.

• Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечь их к совместной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье

Качественная реализация задач по профилактике раннего нарушения речи детей младенческого возраста возможна только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ.

Воспитатели и родители должны знать:

-о возрастных закономерностях речевого развития;

-о типичных нарушениях речи детей и причинах, лежащих в их основе.

Как показывают исследования, основа формирования речи – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий представлении, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка.

1-3 месяца-стадия гуления

Необходимо обращать внимание на отдельные звуки в исполнении малыша, повторять за ним, складывать в короткие слова. Важны эмоциональные реакции на гуление. Всеми этими действиями, мы помогаем быстрее крохе произнести первое слово.

УПРАЖНЕНИЕ: «Споем малыш» поем ребенку песенку, держа таким образом, чтобы он мог видеть наши губы. Если вдруг захочет потрогать исследовать источник звука, не препятствуем!

Упражнение для развития речи в 2-3 месяца «Ласковое общение»: Улыбаемся, тормошим, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемым ребенком. Массажируем пальчики рук и ног.

4-5 месяцев

Игры с различными предметами.

«Где киса?» знакомим с игрушкой, называем ее по имени несколько раз. А затем прячем за спину. «Где киса?». Показываем игрушку «Вот где киса!». Посадим на столик и спрашиваем ребенка еще раз о том, где она находится.

Проводим пальчиковые игры, развиваем мелкую моторику: «Сорока-ворона кашу варила.», «Ладушки- ладушки, где жили? У бабушки», «Наши пальчики играли, дружно все изображали…»

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость:

Например: у улитки – крошки

Маленькие рожки

У зайчишки-ушки,

Ушки на макушке.

Умение употреблять интонационные средства выразительности формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (речевые и неречевые).

В 6-7 месяцев занятие «Маленький читатель»-читаем книжки с малышом. Пусть сам выбирает. Читаем несколько раз, показываем объекты на иллюстрациях. Когда ребенку будет все полностью знакомо. Просим показать предметы на картинках.

В 8-9 месяцев Развитие речи непрерывно связано с мелкой моторикой

Игра «Прятки в манке». Насыпаем в поднос манку, прячем игрушку мелкую на глазах у ребенка. Спрашиваем «Где киса» Пусть ищет в манке, но мы должны наблюдать за ребенком

10-12 месяцев Даем простые поручения ребенку. «Дай маме ручку», «Принеси мячик».Формируем пассивный словарь. Просим повторять за нами по нескольку раз.

Работа по формированию слухового внимания, восприятия и памяти проходит поэтапно:

1. Нахождение и узнавания источников звука; «ищем колокольчик» Дили-динь,дили-дон

2. Дифференциация звуков

-по способу воспроизведения («барабан-погремушка», «хлопки – притопы»);

-по темпу («дождик»);

-по силе звучания («громко-тихо»);

-по длительности звучания («дорожки»).

Игры и упражнения, развивающий артикуляционный аппарат.

Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи - работа по подготовке артикуляционного аппарата. Логопедические пятиминутки в игровой занимательной форме. Игры на звукоподражание, стихи, потешки. Используемые игры и потешки, стихи, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку. Мы следим за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания. Надо помнить, что проводя эти игры, фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука.

Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить своевременное оказание помощи детям младенческого возраста способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

Речь и движение ребенка тесно взаимосвязаны. Речевое развитие напрямую зависит от общей и мелкой моторики ребенка, поэтому развивая руку ребенка, мы развиваем речь.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Фотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаФотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Стимулирование развития речи детей с ОНР с помощью мелкой моторики рук. Перчаточный мини-театр «Веселые ребята»Стимулирование развития речи детей с ОНР с помощью мелкой моторики рук. Перчаточный мини-театр «Веселые ребята» Презентацию подготовила: воспитатель высшей категории, Тюрина Надежда Александровна Подготовительная группа В последнее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профилактика нарушений речи у детей младенческого возраста посредством развития артикуляторной и мелкой моторики
Опубликовано: 31 марта 2021 в 05:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профилактика нарушений речи у детей младенческого возраста посредством развития артикуляторной и мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Силаева (УИ 356950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД