Елена Болычева
Развитие мелкой моторики при раннем детском аутизме
▼ Скачать + Заказать документы
Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения.
Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается на моторике рук аутичного ребенка. Здесь можно наблюдать необыкновенную ловкость непроизвольных движений, когда 2-3 летний ребенок быстро и аккуратно перелистывает страницы книжки, а ребенок постарше легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики. Но тот же ребенок становится удивительно неловким, когда ему надо что-то сделать по просьбе педагога. Например, если мы с аутичным ребенком занимаемся рисованием, его рука может стать настолько вялой, атоничной, что не удерживает карандаш или кисть, или, наоборот, он с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге получается дыра; если занимаемся лепкой, то оказывается, что ребенок не может самостоятельно скатать шарик или «колбаску», и др.
Публикация «Развитие мелкой моторики при раннем детском аутизме» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому основная помощь должна состоять в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, то есть в манипулировании руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем.
Достигается это следующим образом. Сначала следует показать ребенку, что нужно делать и какой результат нужно получить. Затем следует предоставить ребенку возможность попробовать самостоятельно выполнить задание. Вероятнее всего, он откажется. А если он проявит инициативу, надо быть готовым в любой момент в случае затруднения прийти на помощь, дабы нивелировать негативную вспышку. Если ребенок проявляет тревожность по поводу выполнения задания, нужно его руки взять в свои и таким образом выполнить операцию (нарисовать, вырезать, приклеить, вылепить).
Из-за сложностей произвольной концентрации внимания, характерных для ребенка с аутизмом, он не может выполнить задание по образцу или подражанию. Поэтому приведенный выше способ взаимодействия является наиболее приемлемым. По мере того как ребенок сможет дольше заниматься (удерживать внимание на задании) и его движения станут более уверенными, предоставьте ему больше самостоятельности, поддерживая кисти рук, а потом локоть. И так продолжайте до тех пор, пока навык не будет выполняться самостоятельно. Как правило, это происходит не сразу, но обязательно произойдет.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе дидактики «от простого к сложному». Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление. Целесообразно использовать следующие методы и приемы:
Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
Последовательность в проведении игр и упражнений – «от простого к сложному». Сначала упражнения выполняются ведущей рукой, при успешном выполнении обеими руками одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от возраста, значим результат. Поэтому любое достижение должно быть утилитарным и оцененным.
Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям:
1. Массаж и самомассаж.
2. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения.
3. Игры с предметами и материалами.
4. Изодеятельность.
5. Развитие графических навыков.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь могут помочь добиться положительных результатов.
Упражнения с березовыми чурками и корой
• «Перекатывание»
Ход игры:
Катание березовой чурки между ладонями. На первых порах можно использовать прием «рука в руке», а когда ребенок научится удерживать чурку между ладонями и согласовывать движения обеих рук, можно переходить к самостоятельному выполнению этого игрового упражнения.
Березовую чурочку
Я в руках катаю.
С чурочкой березовой
Немного поиграю.
Покатаю медленно,
А затем быстрее,
Березовая чурочка
Ладошки мне согреет.
Снова качу медленно,
А потом быстрей,
У меня ладошки
Становятся сильнее.
• «Постукивание»
Ход игры:
Взрослый берет чурку в одну руку и совершает легкое постукивание круглым основанием чурки по ладоням и пальцам ребенка:
По кругу
От кончиков пальцев к запястью
От запястья до кончиков пальцев
По фалангам пальцев, называя каждый палец.
Чурочкой березовой
По пальчикам стучу,
Пальчики и ручку
Укрепить хочу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Березовая чурочка
Нам будет помогать.
Упражнения с ребристыми деревянными палочками
Для данных игровых упражнений понадобятся ребристые четырех или шестигранные палочки длиной 30 – 35 см (карандаши, украшенные головками матрешек, петрушек, животных и др. Такие дидактические игрушки можно сделать вместе с ребенком, проявив творчество и фантазию.
Ход игры:
Ребенку предлагается покатать между ладонями палочку со словами:
Палочку волшебную
Я в руках кручу.
Красавицу матрешку
Оживить хочу.
Упражнения и игры с желудями (каштанами, орехами, горохом)
Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала, перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов, доставать мелкие игрушки из наполненного плодами ведерка, «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в емкости с желудями, горохом, орехами (по типу «сухого» бассейна).
Игра «Дождик»
Ход игры:
На подносе или в емкости находятся плоды. Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает руками плоды и выпускает их, имитируя дождик.
Удержу всех больше
Горошка я в пригоршне.
Захвачу горошка
Побольше я в ладошку.
Удержу горошка
Я в полные ладошки.
Ни одной не уроню,
Все в ладонях сохраню.
Игры с песком
1. Предложите ребенку сначала рассмотреть песок, потрогать его одним пальцем, потом всеми пальцами руки. Осторожно предложите ребенку дотронуться второй рукой. Следите за тем, чтобы ребенок не испугался.
2. В песке сжимаем руки в кулак, играем пальцами. Пересыпаем песок сквозь пальцы. Покажите ребенку, как можно пересыпать песок из одной ладони в другую. Пусть он попробует сделать так же.
3. Сначала на глазах у ребенка заройте какую-нибудь игрушку в песок. Попросите его найти ее, откопать.
4. Разными предметами (стеклянными камешками разного цвета, ракушками, желудями) сделать «дорожки», «озеро» на песке.
5. Предложите ребенку отправиться в путешествие – оставляйте пальцами следы на песке: «зайка бежал», «мишка шел».
6. Попросите ребенка показать вам указательный палец и попросите его нарисовать на песке себя, дом, солнце и др.
7. Вместе с ребенком полейте песок из лейки. Посмотрите, как он впитывает воду. Сначала песок влажный, потом мокрый, и из него можно делать куличики.
• «Согреем ладошки»
Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем,
Разогреться им даем.
• «Разминание ладони» :
1. поглаживание наружной и внутренней поверхностей руки ребенка;
2. упражнение «Дорожки на ладошке»
Растираю я ладошку,
Вниз спускаюсь по дорожке.
Как ладошку разотру,
На другой руке начну.
• Сгибание и разгибание всех пальцев руки одновременно (за исключением большого пальца).
• Отведение и приведение большого пальца в трех направлениях: вперед-назад, вбок, по кругу.
• Точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию. Нажатия следует выполнять в тыльной и межпальцевой плоскостях, затем – в ладонной и межпальцевой.
• Ласковое поглаживание каждой руки по направлению от периферии к центру.
• Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) – это «лучи солнца». Предварительно попросите изобразить солнышко, растопырив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев до лучезапястного сустава.
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
• Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев другой руки.
Пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки ау паука.
Диво дивное – паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
• «Пиление» ладони одной руки гребнями пальцев другой руки.
Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
• Круговое разминание ладони одной руки подушечкой большого пальца другой руки. Вспомните с ребенком, как медленно ползет улитка.
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке, ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.
• Щипцеобразное разминание мышечного валика края ладони. Можно выполнять массаж продольно и поперечно.
-Гуси, гуси!
-Га-га-га!
-Есть хотите?
-Да-да-да!
-Так летите же домой.
-Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
• Пунктирование пальцами (кроме большого) («игра на пианино»). Имитация падения дождевых капель.
Кто там топает на крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап.
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.