Виктория Александровна
Опыт работы «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты» В. В. Воскобовича»
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас я вам расскажу, как мы учимся овладевать этими компетенциями на примере разбора сказки «Гуси-лебеди».
Занятие начинается с разбора уже знакомой детям сказки. Совместно с детьми мы вспоминаем ее содержание, она сопровождается презентацией. Во время разбора сказки с детьми ведется словарная работа. Если встречаются многозначные слова, то мы останавливаемся и разбираем их. Например, «наказывают». Что означает это слово? В старину не даром говорили, родительский наказ, что царский указ. Наказывают- это когда говорят как надо делать,как правильно нужно поступать. Далее выстраиваем беседу с детьми, опираясь на личный опыт детей, например «А вам родители дают наказ, когда в садик идете? Или из садика приходите? Нравится? Всегда ли получается выполнять его?»
Темочки:
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
После того, как мы разобрали значение многозначного слова возвращаемся к сказке. По ходу разбора мы так же проводим работу и над эмоциональной сферой ребенка, закрепляем знания о чувствах и эмоциях. Например, какое лицо стало у Аленушке? Покажите. Какое это чувство? Страх, испуг. Когда мы боимся глаза становятся большими, брови поднимаются, рот открывается.
После того, как мы разобрали сказку и проговорили про лебедей, мы начинаем выкладывать их из волшебных льдинок. «Я раздам вам изображение лебедей, а вы попробуете их закрасить волшебными льдинками, а кто-то выложит лебедя самостоятельно на столе»
Во время работы звучит музыка, часто звучит классическая музыка, в русской народной сказке это значит фольклорная музыка. Детям мы всегда раздаем разно уровневые упражнения. Очень много детей, глядя на схему, которая расположена на коврографе или в презентации на экране, выполняют задание самостоятельно, правильно соотнося масштабы. Дети все это делают быстро и моментально. Когда ребенок выполнил задание, обязательно его нужно похвалить и сделать так, чтоб ребенок сам себя похвалил «я-молодец», ведь это большое дело уметь порадоваться за себя. Во время выкладывания я подхожу индивидуально к каждому ребенку, оказываю посильную помощь. Те дети, которые справились с заданием быстрее всех и без всяких трудностей, могут оказать помощь своему сверстнику, только в том случае, если его попросят. Или может предложить помощь свою.
Во время разбора сказки, даже, если сказка сопровождается презентацией, на коврографе мы выкладываем последовательную цепочку пути, по которому следует Аленушка.
Так как герои сказки отказали в помощи Аленушке из-за ее невежественного отношения, мы сразу не выкладываем. Выкладывать начинаем в том, случае, когда они соглашаются помочь, то есть на обратном пути.
Первым выкладываем молочную речку-кисельные берега. Детям я могу сказать так : «Берега у речки всегда разные, может быть крутой, может быть маленький, может нависать. Сделайте из чудо-змейки такой образ, чтоб там спрятались Аленушка с Иванушкой. А какой вы решайте сами.». Выполняют дети самостоятельно из чудо-змейки под классическую музыку. Данное упражнения направлено на развитие воображения.
Для того, чтобы выложить яблоню, дети убирают чудо-змейку и берут чудо соты. После этого, фокусирую внимание детей упражнением «Руки покажите, быстро быстро под стол прячьте». Затем называю что нужно детям приготовить : 2 треугольные фигуры, 2 прямоугольные, маленькие желтые, и маленькие синие детали. Далее показываю половину яблони, то есть одну половину готовой работы. Показываю 5 секунд и убираю. Дети запоминают и выкладывают самостоятельно под музыку.
Данное упражнение направлено на развитие умения выслушивать многоступенчатую конструкцию. Дети понимают, что я проговариваю 1 раз и внимательно запоминают. А так же на зрительную память. Очень часто я детям не додаю деталь или же наоборот даю лишнюю, для того, чтобы дети самостоятельно додумались. Часто дети делают не по заданию, а самостоятельно дофантазируя, в природе же не бывает одинаковых яблонь.
Перед тем как приступить к построению печи, сначала я показываю схему «Посмотрите у меня печка серая и не красивая. А мы раскрасим ее деталями чудо-крестиков и она сразу похорошеет. Раскрасьте изображение печки деталями крестиков. Догадайтесь из каких деталей состоит печка».
Под музыку дети выполняют задание.
Детали выкладываются по контуру. Контур нужен для произвольности. Здесь формируется умение видеть эти рамки, ориентироваться на бумаге. Иногда сделаешь контур думаешь, только эти детали, а дети начинают переворачивать и подходят совсем другие. В конце, когда дети выполнили, мы показываем друг другу свои работы.
Эта программа подразумевает не только игры Воскобовича, мы можем здесь использовать и кубики Никитина. Обычно несколько детей берут кубики и выкладывают самостоятельно.
В конце занятия мы подводим итог, обсуждаем чему нас научила эта сказка. А так же дети отвечают на вопрос «Какая из игр им сегодня помогла больше всех?» И дети ложатся на стол, показывая то, что им нравятся все игры, применяемы нами.