ВВ
Районный семинар дошкольных работников по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Районный семинар дошкольных работников по нравственно-патриотическому воспитанию
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» – это то же самое, что бездомный человек». Патриарх Алексей II
Публикация «Районный семинар дошкольных работников по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Районный семинар дошкольных работников на тему
«Нравственно-патриотическое воспитание как системообразующий фактор в деятельности педагогического коллектива ДОУ: практика и перспективы»
Цель:
– формирование у педагогов понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
– создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;
– активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.
План проведения:
– Просмотр открытой непосредственно образовательной деятельности по раннему обучению английскому языку в группе №6 общеразвивающей направленности (дети от 6 до 7 лет) на тему «Счастливая семья».
Воспитатель с правом преподавания английского языка Н. Г. Нечепуренко
– Просмотр открытой совместной интегрированной образовательной деятельности в группах №3, №6 общеразвивающей направленности (дети от 6 до 7 лет) на тему «Ярмарка».
Музыкальный руководитель И. В. Маринкина, воспитатель Е. В. Борсукова
– Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социально-коммуникативного развития дошкольников (реализация ФГОС ДО).
Старший воспитатель Т. П. Широбокова
– Презентация проекта «Мастера земли русской» (воспитание патриотизма средствами русского декоративно-прикладного искусства).
Воспитатель по изодеятельности Е. М. Пальчикова
– Презентация проекта «Герои нашей семьи» (70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается).
Воспитатель группы №6 (дети от 6 до 7 лет) Е. В. Борсукова
– Моделирование.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью.
Семья – источник и звено передачи ребёнку социально-исторического опыта. В ней ребёнок получает уроки нравственности, в семье закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Многие педагоги справедливо считают, что воспитание у детей любви к матери, семье можно считать первой ступенью воспитания любви к Родине.
Многогранная работа в этом направлении, проводимая на различных занятиях в детском саду, продолжается и во время изучения английского языка.
Английский язык обладает не только образовательным и развивающим, но и большим воспитывающим потенциалом.
Основная цель обучения иностранному языку в детском саду – воспитание интереса к изучению языка, гуманитарное и гуманистическое становление личности ребёнка.
Тема «Семья», следуя концентрическому принципу, изучается и в старшей, и в подготовительной к школе группах. Дети не только запоминают, как назвать по-английски членов семьи и рассказать о них, но и узнают, какими ласковыми, нежными обращениями пользуются английские дети, как можно сделать комплимент маме, рассказать о своей любви родителям.
НОД по раннему обучению английскому языку в подготовительной к школе группе на тему «Счастливая семья». Воспитатель с правом преподавания английского языка Н. Г. Нечепуренко.
«Бьет из земли родник, течет на свет вода чистая, светлая. Но вот бросил кто-то в родник ком грязи: не замутилась вода, грязь осела на дно и исчезла. Другой просто не увидел бьющего из земли родника, невзначай наступил тяжелым сапогом на русло. Только на мгновение исчез родник и тут же снова забил ключом – еще резвее, еще проворнее. Приходит тот, кому вовсе не нужен родник, мечтает соорудить что-то «более нужное, полезное» – и заваливает русло камнями, заливает асфальтом, укатывает катками, казалось бы, навек погребая тоненький ручеек. Но проходит какое-то время, и родник вновь пробивает себе дорогу, выбирается из-под земли где-то рядом.
Он не иссякает – живой источник земли русской. Вопреки всему, народное творчество живо. С неимоверными трудностями продолжает оно нести свою высокую миссию. Более того, на сегодняшний день это единственная духовно-нравственная ценность, которую никто отнять у народа не в силах. Чем труднее народу живется, чем активнее действуют разрушительные силы, тем сильнее в нем желание сохранить свои корни – традиции, опереться на них».
Совместная интегрированная образовательная деятельность в подготовительных к школе группах на тему «Ярмарка».
Музыкальный руководитель И. В. Маринкина, воспитатель Е. В. Борсукова.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнёрам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Творчески работающие педагоги, деятельность которых направлена, прежде всего, на развитие качеств личности, познавательных, творческих способностей детей, находятся в постоянном поиске наиболее эффективных средств и методов развития и воспитания. Одним из таких методов является метод проектов, использование которого дает возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Поскольку дошкольники в силу возрастных особенностей не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность в образовательном процессе детского сада, как правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов.
Реализация творческих коллективных проектов в детском саду дает возможность развивать у дошкольников активность, умение узнавать новое, добиваться поставленной цели. В процессе такого личностно ориентированного обучения создаются естественные условия для формирования у детей основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативы, компетентности (интеллектуальной, языковой, социальной, творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки.
Педагоги благодаря проектам учатся работать в соответствии с современными требованиями, интегрируя образовательное пространство, разные виды детской деятельности.
Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания, приобретают навыки педагогического сотрудничества с детьми и воспитателями, получают опыт, который позволяет им проникнуться детскими заботами, чтобы в игре стать «равным» ребенку.
Презентация проекта «Мастера земли русской» (воспитание патриотизма средствами русского декоративно-прикладного искусства)
Воспитатель по изодеятельности Е. М. Пальчикова
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Презентация проекта «Герои нашей семьи» (70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается).
Воспитатель Е. В. Борсукова
Педагоги - участники районного методического объединения дошкольных работников.
Моделирование
Старший воспитатель :
На современном этапе развития системы патриотического воспитания выделяют несколько направлений работы. Предлагаю вам сформулировать названия данных направлений по описанию, предложенному на карточках.
Карточка 1 – экологическое направление
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Любовь к родной природе – сложное чувство, включающее в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивую мотивацию к ее познанию, а также желание охранять и приумножать природные богатства.
Карточка 2 – историко-краеведческое направление
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло, знакомить с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память вековых событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Карточка 3 - культурное направление
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.
Выставка "Красота России" (совместное детско-родительское творчество)
Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России.
Россия занимает достойное место на духовной карте мира, и причина этого – в её великом, необозримом народном богатстве. И всем нам надо помнить, что Россия – это мы, а каковы мы – такова и Россия!