Елена Семенова
Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы — россияне»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников; воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, за своё имя; продолжать знакомить с символикой России, с русским бытом; расширять знания детей о хлебе и о его значении для людей; упражнять в выразительном чтении стихотворений.
Предварительная работа: работа с глобусом и картой, беседы, дидактические игры, разучивание стихотворений, пословиц, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: презентация, аудиозаписи, предметные картинки, мяч, карта, книга А. И. Елина.
Образовательная деятельность:
Публикация «Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию „Мы — россияне“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Ребята, мы будем говорить с вами сегодня о нашей стране и о людях нашей страны.
Знаете, как раньше на Руси давали имена? Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, умными, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня -делающий добро, Любомир -любящий мир, Людмила -милая людям.
А знаете ли вы ребята, что каждое имя имеет своё значение?
Например: Сергей - высокий.
Даниил – справедливый человек.
Дарья – дар Бога.
Значение имени Кира в русский язык пришло из греческой культуры и означало «Госпожа».
Ребята, Даша, Ксюша, Серёжа, Максим - это неполные имена. А ещё человека можно назвать полным именем.
Игра «Назови полное имя» - игра с мячом.
Мы живем в огромной прекрасной стране. Как и человека, у страны есть имя.
- Как называется наша страна? Назовите её имя? (Россия)
Один из детей читает заранее выученное стихотворение.
«Необъятная страна».
Если долго-долго, долго,
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго, долго,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда,
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру где звенит весна,
И поймём тогда какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
Покажите, где на карте расположена Россия.
- Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (Россияне) .
Давайте посмотрим, как жили люди на Руси. (слайд)
- Как вы думаете, что было внутри? (ответы детей)
В каждой избе была русская печь, она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.
Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме был стол.
Украшением стола в избе был самовар.
Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из чугунов, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.
А как вы думаете, зачем нужно это приспособление?
(рассматривание ухвата)
Для чего он нужен? (Ответы детей)
- Это ухват. С его помощью можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.
Ни один дом немыслим был без хлеба – как пищи, как символа благополучия.
Дидактическая игра «В избе или в доме?» (две подгруппы)
На мольберт вывешиваются картинки избы и современного дома. Нужно прикрепить изображение предметов в зависимости от того, где они должны находиться в современном доме или в избе.
Картинки: телевизор, ухват, диван, печь, кочерга, чайник, самовар, кастрюля, чугунок.
Дети поют песню «Русская изба».
-Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (Президент)
(портрет президента)
-Как зовут нашего президента?
-Интересно, а как же этот человек стал президентом? Что он делал, чтобы стать таким великим человеком? (рассуждения детей).
-Кто подскажет, что это за символ? (Флаг)
-Как выглядит флаг нашей страны? С чем сравниваем эти цвета?
Ребёнок зачитывает стихотворение.
«О флаге».
Я – белый цвет – свобода, гордость, слава,
Я – синий цвет – покров родной страны,
Я – красный цвет – могучая держава,
Все вместе мы – едины и сильны!
Это герб нашей страны. Герб объединяет людей, которые живут в одной стране, является отличительным знаком государства. На нём старались изобразить что-то важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение.
Ребёнок читает заранее выученное стихотворение.
«Герб России».
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
- А у нашего района тоже есть свой герб. Рассмотреть герб, выяснить его особенности.
Дидактическая игра «Профессии людей, связанные «с хлебом».
Ваша задача – отобрать карточки с изображением профессий людей, которые помогают появиться хлебу на нашем столе.
(Дети отбирают необходимые карточки и объясняют свой выбор.)
У русского народа есть много пословиц о хлебе. Ребята, а какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Ответы детей:
Хлеб всему голова.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Плох обед, коли хлеба нет.
Хлебушко – калачу дедушка.
Много снега – много хлеба.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Будет хлеб, будет и обед.
Слайды «Блокадный хлеб».
Но было, ребята, время, когда кусочек хлеба был на вес золота. И далеко не каждый день он появлялся на столе. Велико значение хлеба для народа во время Великой отечественной войны, тогда хлеб давали по маленькому кусочку (125 гр.) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь! Посмотрите, ребята, насколько это мало. (Дети бережно передают друг другу кусочек чёрного хлеба).
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!
Дорогие друзья! 9 мая в нашей стране прогремит салют Победы-победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Путь к ней был труден и долог. 1418 дней войны. Справедливая, освободительная борьба была завершена в 1945 году. И с первого ее дня до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы над фашистами-врагами всего человечества. Всё меньше остаётся в живых тех, кто сражался за нашу Родину. В этом году наша страна отметит 70-летний юбилей Победы над фашистами. Я предлагаю почтить память тех, кто не вернулся с войны минутой молчания.
Слайд «Вечный огонь».
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну.
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Победой кончилась война, те годы позади.
Горят медали, ордена у многих на груди.
Кто носит орден боевой за подвиги в бою,
А кто – за подвиг трудовой в своём родном краю.
В мирное время люди тоже могут совершать подвиги. И главной заслугой каждого человека является труд. Человек, который трудится на благо Родины, совершает свой небольшой подвиг.
Помните, мы встречались с Галиной Ермаковой. (слайд) В молодости она была оперной певицей. Радовала людей своим красивым пением. И сейчас она продолжает это делать, хотя уже давно на пенсии. Люди далеко за пределами Екатериновского района знают её. А она своим трудом не только радует всех, но и прославляет наш район.
Ещё один пример. Дедушка нашего Серёжи Бузланова. Того, что ходит с вами в одну группу. Казалось бы, что особенного. А Пётр Бузланов своим многолетним трудом на земле прославил так же не только себя, но и наш район. О Екатериновском районе в очередной раз услышали. Посмотрите видео из передачи «Саратовские вести». (смотрим видео)
Я верю, что каждый из вас сможет внести свой вклад для других людей, для нашей большой и маленькой Родины.
Хочется привести ещё один пример. Конечно, может это будет выглядеть нескромно, но хочу рассказать о себе и нашем старшем воспитателе Матвеевой Наталии Михайловне.
Когда мы учились в школе, там был организован кружок. В задачу этого кружка входило составление «Книги памяти». Конечно, мы тогда ещё не до конца понимали, что в итоге получится что-то грандиозное и важное для многих. Мы просто выбирали по алфавиту фамилии погибших и пропавших без вести во время войны бойцов. Переписывали их в тетрадки. И только потом, спустя какое-то время, про «Книгу памяти» и про нас напечатали в местной газете «Слава труду». Мы делали маленькое дело, но для всех людей это огромная польза. Ведь из этой книги многие, кто отчаялся после войны узнать что либо о своих родных, смогли это сделать. О том, что я сейчас рассказала теперь написано в книге Анатолия Ивановича Елина «Благодатный край хлеборобов».(слайд)
Ребята, в вашу задачу сейчас входит: хорошо учиться, любить своих родных, свою Родину, уважать других людей. Я желаю, чтобы мы про вас в будущем слышали только хорошее. И помните, что только мы – люди делаем нашу страну сильной. Помните, что мы - Россияне.
Ребёнок читает стихотворение.
«Российская семья»
Живут в России разные
^ Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит.
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой – готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим – милей – весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна!