Алина Долгушина
Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы
"ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Исполнитель: Фархутдинова А. А.
Воспитатель г. Сургута МБДОУ № 36"Яблонька"
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семья, родительская компетентность, безопасность, безопасное поведение, старший дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение.
Публикация «Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
АННОТАЦИЯ: Статья посвящена вопросам организации формирования родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей 5-7 лет, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены принципы, задачи формирования культуры безопасности детей. Семья – главнейший институт в воспитании личности ребенка. В Семейном кодексе РФ гл. 12 ст. 63 закреплено, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. [1, стр 14]
Сила семейного воздействия обусловлена тем, что ребенок стремится подражать своим близким, в семье ребенок дошкольного возраста проводит много времени, а значит, стойкость семейного воздействия носит длительный характер.
От того, готовы ли родители принять на себя необходимую долю ответственности в воспитании детей зависит развитие внутреннего мира ребенка, способность его контролировать свои эмоции, чувства и поступки.
Семья также обязана обеспечивать защитную функцию. Необходимость непрерывного присмотра за детьми, обусловленная их возрастными особенностями, выступает неотъемлемой составляющей современной жизни. Для детей старшего дошкольного возраста продолжает оставаться актуальным импульсивное поведение, во главе принятых решений лежат эмоции. В совокупности с повышенной двигательной активностью ребенка это может вызывать попадание в опасные жизненные ситуации.
Попадая в сложные ситуации, ребенок старшего дошкольного возраста, как правило, теряется, его посещает чувство незащищенности, что приводит к торможению центральной нервной системы и влечет за собой неспособность адекватно реагировать.
Проблемные ситуации, как правило, связаны у ребенка с эмоцией страха. Причем опасности в равной мере подвержены и дети, которые «ничего не боятся» и дошкольники с повышенной тревожностью, чья жизнь переполнена страхами.
В силу возрастных особенностей дети старшего дошкольного возраста не умеют действовать в страхогенных ситуациях. Ребенок не может адекватно спрогнозировать последствия своего поведения, не способен выявлять истинные мотивы, которые стоят за словами и действиями взрослых людей, не обладает необходимыми знаниями о свойствах предметов и явлений, не может выставить грани между игровыми и жизненными ситуациями.
В процессе воспитания ребенка в течение всего дошкольного возраста сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольного образовательного учреждения: формирование осознания правил обеспечения собственной безопасности детей, и выбор наиболее действенных методов работы по формированию культуры безопасности.
Многочисленные исследования в вопросах изучения эффективности внедрения в детских образовательных учреждениях информирования детей в вопросах собственной безопасности, к сожалению, показали их низкую эффективность. Поэтому для воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста ключевая роль отводится семейному воспитанию. Однако эффективность семейного воспитания всецело зависит от компетентности родителей в вопросе воспитания у ребенка правил обеспечения собственной безопасности.
В условиях требований к психолого-педагогическим условиям реализации Программы в ФГОС определены компетенции педагога, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, среди которых — умение осуществлять взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. [2, стр 53]
Дети старшего дошкольного возраста стремятся освоить различные модели поведения, главным образом ориентируясь на значимых для них взрослых. В процессе взаимодействия с членами семьи дошкольники начинают осознавать современную систему социальных, природных и коммуникативных опасностей, усваивают моральные нормы и правила поведения в обществе. По мере расширения области знаний о предметах и явлениях дети учатся распознавать потенциальную угрозу, приобретают самостоятельность. Посредством проверки своих сил в настоящих жизненных ситуациях ребенок старшего дошкольного возраста постепенно приходит к осознаю существования границ своих возможностей.
Работу по формированию родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста следует начинать с установления проблем, образовательных потребности семьи, а также мотивирования родителей к участию в совместной работе. Для этого стоит познакомить родителей с понятиями и сущностью основ безопасного поведения ребенка, обусловленного возрастными особенностями воспитанников, обозначить категории потенциальных опасностей, сконцентрировать внимание родителей на первостепенном месте потребностей детей в безопасности, а также сделать акцент на роли взрослых членов семьи в вопросах воспитания безопасного поведения детей. Родителям необходимо научиться оценивать уровень собственной культуры безопасности, выявлять направления его повышения, научиться выявлять личностные психологические особенности своего ребенка и в вопросах воспитания безопасного поведения ребенка ориентироваться на них.
Таким образом, в процессе организации формирования родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста не стоит забывать о том, что педагогическое просвещение родителей – это не цель, а средство решения жизненных проблем, помощь в построении успешных детско-родительских отношений, посредством партнерского взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Список литературы:
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
2. Сташкова Т. Н. Организация освоения образовательной области «Безопасность» с детьми 2-7 лет / Т. Н. Сташкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 79 с.