Юлия Махаева
Работа в группе компенсирующей направленности с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая деятельность по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста строится на использовании современных комплексных программ дошкольного образования, утвержденных МО РФ: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», авторы: Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова.
Публикация «Работа в группе компенсирующей направленности с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С целью расширения базового компонента и реализации Программы развития ДОУ, в связи с необходимостью решения проблем воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья новыми средствами, повышения качества и значимости образования, мною используется авторская методическая разработка Л. Г. Нуриевой «Развитие речи у аутичных детей», направленная на развитие как экспрессивной, так и импрессивной речи у детей с ранним детским аутизмом, мотивации к общению. Данная методика также с успехом применяется мною для развития речи у детей с сенсорной и моторной алалией.
На базе нашей группы компенсирующей направленности реализуется проект «Мир в наших ладошках», разработанный специалистами и воспитателями нашей группы. Проект предлагает план мероприятий по организации занятий, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, логического мышления, художественных способностей и эстетического вкуса.
Данный проект широко используется мной прежде всего потому, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР. Технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителя - логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, детей, родителей.
В ходе опытно-экспериментальной работы мною был разработан цикл занятий, направленный на преодоление барьеров между детьми, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе», способствующий повышению самооценки.
В познавательно – речевой раздел программы я включаю систему, мною разработанных, комплексных интегрированных занятий по экологическому воспитанию детей. Целью которых является закрепление полученных на занятиях знаний и перенос их в художественную деятельность. Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом, а также на совершенствование речи дошкольников с особыми возможностями здоровья, их мышления, творческих способностей. На данных занятиях мы с детьми используем нетрадиционные техники рисования: пальцевая живопись, рисование ладошками, оттеск печатками, рисование методом тычка, рисование ватными палочками, оттеск мятой бумагой.
В своей деятельности я применяю исследовательские и опытно - экспериментальные формы и методы работы с детьми :
• работа с кинетическим песком – “Песочная терапия”. Игры с песком - это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в песок развивает мышление, память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического эксперементирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию. После регулярных занятий, происходит то самое «волшебство», начиная от развития моторики, сенсорики, речи и заканчивая коррекцией гиперактивности, застенчивости, агрессивнси и психоматических проявлений.
• Водные игры. Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно - пространственная ориентация.
• Мыльные пузыри. Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции. В этом случае хорошо использовать и лазер: сверкающие и мигающие огоньки постоянно движутся, что привлекает внимание ребёнка.
• Тестопластика. Во время практических действий (лепка из солёного теста) ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми, а диалог со сверстниками, пусть на самом «примитивном» уровне» - великое подспорье в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
• Желейная терапия. Работа с желе вызывает у ребенка огромный интерес. Благодаря этому приему в работе у детей развивается воображение и фантазия, мелкая моторика, ребенок знакомится со свойствами желе.
В группе созданы условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. В нашей группе создан уголок экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам:
1. «Песок и вода»;
2. «Звук»;
3. «Магниты»;
4. «Бумага»;
5. «Свет»;
6. «Стекло».
7. «Природный материал».
8. «Крупы».
Большое внимание уделяется использованию разнообразных форм работы с родителями, как традиционных, так и новых, по приобщению их к решению проблем ознакомления детей с социальной действительностью. Работа ведется в соответствии с годовым перспективным планированием, включающим индивидуальное и тематическое консультирование родителей, оказание методической помощи, осуществление патронажа совместных проектов родителей с детьми, организацию совместных мероприятий («Экологический КВН», «Мам,а я люблю тебя» ко Дню матери, викторина «Знаешь ли ты свой город?», Круглый стол «Детский сад и семья: безопасная социализация дошкольника в современном мире» и др.). Систематически осуществляется подбор материалов для информационных стендов для родителей.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ. Мы применяем компьютерные развивающие игры, направленные на коррекцию речевых и неречевых отклонений у детей с ограниченными возможносями здоровья Нами создана мультимедийная библиотека, состоящая из тематических подборок мультфильмов, видеофильмов, аудиосказок и расказов и песен почти по всем изучаемым темам. Нами разработаны электронные презентации по темам: «Бытовые приборы», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Головные уборы», «Одежда», «Космические приключения», «Насекомые», «День победы».
Содержание моей коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития. Таковы особенности методики воспитательной и образовательной работы, направленной на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность.