Ольга Гончаренко
Проект «Космос» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Составители: учитель - логопед Гончаренко О. Н. ,
воспитатели Иванова В. С., Мишина И. О.
Проектная деятельность на тему: КОСМОС – странички энциклопедии.
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий, информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность: краткосрочный (в течение недели)
Публикация «Проект „Космос“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта : дети старшей группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели, учитель - логопед.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Актуальность : Данный проект имеет познавательно - речевую направленность, она обусловлена тем, что дети имеют недостаточные, ограниченные знания о Космосе, космических объектах. Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным запуск ракет в космос, мальчишки и девчонки больше не мечтают быть космонавтами. Побеседовав с детьми, мы узнали, что дети мало что знают о космосе. Данный проект поможет сформировать детям первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах.
Предполагаемый результат: Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.
Цель проекта :
- формирование у детей обобщенных представлений о Космосе и его объектах, известных личностях, которые вошли в летопись истории развития Космоса.
Задачи проекта :
Дети:
- продолжать знакомить детей с понятием «Космос, его явления»; воспитывать эмоциональное положительное отношение к истории развития Космоса.
- способствовать накоплению познавательного, исследовательского опыта, читая, инсценируя и обсуждая литературные произведения литературных авторов;
- воспитывать звуковую культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сценки;
- развивать артистические и творческие способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию;
- формировать навыки сотрудничества между детьми, между взрослыми и детьми;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение: иллюстрации к литературным произведениям Н. Носова, К. Булычева; литература о Космосе, фотографии Космоса и космических объектов, методическая литература, различные игры познавательно - речевого содержания (паззлы, лото, домино, настольно – печатные игры, ИКТ (флипчарты, созданные своими руками, - «Космонавты», презентации о Космосе – «Космос. Странички энциклопедии», «Планеты Солнечной системы», авторские мнемотаблицы о явлениях космоса, алгоритмы по составлению описательных рассказов о разных приметах и явлениях; составление картотеки - веселых диалогов, физкультминуток, речи с движением, пальчиковой гимнастики по темам, связанным с Космосом и его объектами.
Предполагаемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Продукты проектной деятельности :
- изготовление настольного кукольного театра;
- рисунки, поделки, работы по аппликации (на космическую тему) : «Космическая ракета».
- коллективные работы по пластилинографии – создание триптиха «Взгляд в прошлое» : «Взгляд в прошлое: Белка и Стрелка, Юрий Гагарин», «Старт ракеты с Земли», «Мы на Луне».
Методы обеспечения:
• Беседы;
• Опытно-экспериментальная деятельность;
• Игровая деятельность;
• Практическая (продуктивная) деятельность.
Основные этапы реализации проекта :
Подготовительный:
- выявление первоначальных знаний детей о космосе;
- информация для родителей о предстоящей деятельности;
- подобрать литературу для рассматривания, чтения;
- подготовить картины, фото, плакаты;
- подобрать дидактические игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.
Совместная деятельность детей, воспитателя и учителя - логопеда.
1. Чтение литературных произведений, фольклора.
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
3. Игры – драматизации по сказкам, литературным произведениям с использованием различного вида театров (Би – Ба – Бо, теневой, настольный, пальчиковый) : проведение спектакля для воспитанников младших групп «У Солнышка в гостях».
4. Конкурс чтецов: отрывков из сказок, пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу – подсказку, чтение стихотворений о Космосе.
5. Игры на звукоподражание. Создание игр своими руками.
Игра-фантазия: продолжить рассказ, придумать рассказ на заданную тему (с наглядной опорой и без).
7. Оформление выставки детских работ.
8. Изготовление книжек – малышек для младшей группы
9. Организация лечебницы для книг: вылечим книгу.
10. Использование нетрадиционных форм развития мелкой моторики: работа с пластилинографией – создание коллективных и индивидуальных работ по теме проекта : создание триптиха «Взгляд в прошлое» : «Взгляд в прошлое: Белка и Стрелка, Юрий Гагарин», «Старт ракеты с Земли», «Мы на Луне».
11. Разучивание веселых диалогов, физкультминуток, речи с движением, пальчиковой гимнастики по теме проекта.
12. Опытно – экспериментальная деятельность: изучение природных объектов с помощью телескопа, электронного микроскопа, проведение практических опытов.
13. Создание страничек энциклопедии по ознакомлению детей с Космосом и его объектами.
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций и фотографий в различных энциклопедиях.
2. Самостоятельная изобразительная деятельность (рисование, раскраски и обводки, лепка, аппликация, ручной труд, салфетная пластика).
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов, художественных фильмов о Космосе, космических героях.
2. Заучивание отрывков из сказок, стихотворений о Космосе.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению поделок, рисунков (например, «Космические просторы»).
.
Создание самодельных книжек – малышек.
6. Организация литературной гостиной «Читаем вместе» и рассказываем их друг другу (в домашних условиях). Это в будущем поможет преемственности между садом и школой: в начальной, да и в средней школе дети ведут читательские дневники о прочитанном.
Заключительный этап:
1. Оформление выставки «Космические просторы»
2. Мастер – класс для детей и родителей «Мы – знатоки Космических просторов»
3. Изготовление поделок, рисунков о Космосе.
Данный проект поможет детям и взрослым понять, что мир космоса красив и полон неизведанных тайн, его изучение поможет маленьким исследователям стать маленькими энциклопедистами.
Рекомендуемая литература по теме «Космос».
Большая энциклопедия Космоса
К. Булычев «Девочка с Земли»
Д. Воллиман «Профессор Астрокот и его путешествие в космос»
Е. Качур «Увлекательная астрономия. Детская энциклопедия»
Е. Левитан «Звездные сказки»
Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»
Н. Носов «Незнайка на Луне»
Г. Сапгир «Звездная карусель»
А. Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам»
Хомич Е. О., Лобанова Л. Л. «Космос. Первая книга с крупными буквами»