Юлия Васильевна Круппа
Работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОУ
Круппа Юлия Васильевна
Учитель-логопед
МДОУ «Детский сад № 13
п. Политотдельский
Белгородского района
Белгородской области»
Образовательный процесс в соответствии с ФГОС необходимо строить соразмерно возрасту формах работы с детьми. В связи с тем, что игра является для дошкольника ведущим видом деятельности, необходимо реформироваться на увлекательную игру со смыслом. Педагогическая игра обладает кардинальным признаком - конкретно представленной образовательной целью.
Публикация «Работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Первостепенная мысль ФГОС ДО лежит в поддержке многообразность детства, ребёнок ни к школе, ни к жизни, не готовится: а развивается именно здесь и сейчас, пребывая в наиболее значимом возрастном периоде становления человека. Ребенок развивается с той скоростью, с которая характерна исключительно для него.
Отчего стандарт выражает новые запросы к компетенции учителя-логопеда. Педагог - важнейшая фигура реформирования образования.
Ребенок - выпускник ДОУ должен быть носителем личностных характеристик, среди которых предприимчивость, самостоятельность, а также уверенность в собственных силах, позитивное отношение к себе и окружающим, нескудное воображение, способность к волевым усилиям, любопытность. Итак, основной целью дошкольного образования служит не подготовка к школе. Не ребенок обязан быть готов к школе, а школа - к ребенку!
Работа учителя- логопеда необходимо направить на организацию коррекции особенностей в развитии детей с ОВЗ, на реализацию индивидуально-ориентированной компенсирующей помощи с учетом особенностей психофизического развития.
Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором основное развитие личности воспитанника.
Элементами логопедического сопровождения, в соответствии с ФГОС, являются:
• коррекция речевых дефектов
• логопедическая диагностика;
• развитие эмоционально – волевой сферы;
• формирование всех сторон (компонентов) речи;
• развитие невербальных психических функций;
• профилактика речевых нарушений;
• формирование нравственности.
В течение каждого дня в условиях работы логопедического пункта, индивидуальные занятия являются основной частью рабочего времени логопеда. Они способствуют коррекции речевых и иных индивидуальных недостатков психофизического развития воспитанников.
Выбирая наполняемость индивидуального логопедического занятия, отбирая речевой и практический материал, педагог обязан стремиться к интересному и предельно продуктивному занятию, с максимально речевой активностью воспитанника. Для чего необходимо подбирать лексико-грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, имеющими автоматизируемый звук.
Индивидуальные занятия обыкновенно имеют следующие этапы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, работа по постановке или автоматизации звука.
Лексический материал необходимо максимально наполнить закрепляемыми звуками. Постепенно увеличивать речевой темп упражнений от неторопливого произнесения переходить к более ускоренному произнесению и, напоследок, к скороговоркам. Главное требование к данным видам работ – переход от несложных видов речевой деятельности к более усложненным – от элементарного проговариванием слов за логопедом, к самостоятельному наименованию предметов и их описанию, стихотворениям, пересказам и составлению рассказов по вспомогательным картинкам.
Подгрупповые логопедические занятия способствуют решению таких задач развития и коррекции речи, которые являются первостепенными для всех (или большинства) воспитанников группы. Этот вид занятий способствует формированию у детей навыка вхождения в общий темп работы, следованию общим инструкциям, ориентированию на наилучшие образцы речи.
Тематический подход лежит в основе планирования занятий с детьми. Данный подход организации занятия основывается на фокусировке какой-либо теме из окружающего мира ребенка. Что позволяет наладить прочную взаимосвязь в деятельности всего педагогического коллектива группы. Параллельно изучение темы проходит на разных видах образовательной деятельности: рисование, лепке, аппликации, в играх. Расположение и подбор тем определяются условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.
Таким образом, у дошкольников с ОВЗ формируются грамматические представления. Развитие понимания речи, расширение словарного запаса, и формирование обобщающих понятий, являются основными задачами этих занятий.
К подгрупповым занятиям необходимо предъявлять следующие требования: динамичность, сюрпризные и игровые моменты, необходима частая смена видов деятельности, использование красочного и разнообразного дидактического материала. Необходимо содействовать развитию у воспитанников коммуникативных качеств, умения общению друг с другом и с педагогом. На занятиях необходимо приучать детей слушать и слышать, а также исправлять ошибки в чужой и собственной речи. Самое главное – на занятиях дети должны как можно больше говорить.
Здоровьесберегающие технологии особенно важны для детей с ОВЗ, т. к. это обыкновенно дети с ослабленным здоровьем. Выбор элементов здоровьесберегающих технологий определяется от возрастных и психофизиологических особенностей детей.
К здоровьесберегающим технологиям относят зрительную гимнастику, голосовые и дыхательные упражнения, смену статических и динамических поз, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики, а также подвижные игры речевого характера. Таким образом логопед создает необходимую атмосферу, для снижения напряжения и позволяет использовать время занятия более эффективно.
Развитие и перспективы ребёнка, который имеет речевые нарушения, во многом зависят от педагогов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении. Учитель-логопед не только показывает ему безграничные возможности речи, он – некий проводник маленького человека в многогранный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения дает ребёнку уверенность в собственных силах, что способствует развитию его познавательных способностей. Расширяя рамки общения – как в среде ровесников, так и со взрослыми – ребёнок преображается и становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Изменяются его взгляды на этот мир, взаимоотношения с окружающими. Он становится более общительным с другими людьми и восприимчивым к новым знаниям.
Литература
Горбачева Г. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогогической коррекции у дошкольников с проблемами развития// Дошкольная педагогика. № 5. 2008.