Лидия Малышева
Практика «Создание семейного адаптационного клуба»
▼ Скачать + Заказать документы
Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства “детский сад – семья” и успешной адаптации детей к детскому саду в нашем учреждении была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, реализованная в рамках семейного клуба “Подсолнушек”.
Публикация «Практика „Создание семейного адаптационного клуба“» размещена в разделах
Цель: Способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс. Гармонизировать межличностные отношения родителей и детей. Вызывать у родителей потребность в совместной деятельности с ребёнком.
Содержание программы предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности. Тематика встреч определена по запросам родителей и предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости.
Целью разработанной нами программы является оказание психолого-педагогической помощи семьям в период адаптационного периода в дошкольном учреждении.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обучение родителей игровому взаимодействию с детьми.
Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
Обеспечение психологической комфортности детей и родителей в дошкольном учреждении в период адаптации.
Адресатом программы являются дети раннего возраста и их родители.
Программа реализуется в течение 2 месяцев педагогами дошкольного учреждения: воспитателями детей группы раннего возраста ( с привлечением других специалистов учреждения: учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель).
Общее время проведения программы – 4 часа. Встречи организуются 2 раза в месяц по 1 часу. Каждая встреча проводится в два этапа: на первом этапе проводится теоретическая часть – 10 -15 минут, на втором этапе – практическая часть с детьми и привлечением других педагогов – 45-50 минут.
Теоретический раздел включает работу с родителями. Основными методами работы являются групповая консультация, дискуссия, разбор конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста, а также дается характеристика адаптационного периода и советы как его успешно преодолеть.
Практический раздел предполагает работу с детьми и родителями. Работа с детьми включает развивающие занятия с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием игрушек, различных видов терапии, а также с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности
В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.
Главным и необходимым условием для достижений целей программы являются отношения между матерью и ребёнком. Специалисту отводится роль консультанта, обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребёнка.
Таким образом, программа “Подсолнушек” носит комплексный характер. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям раннего возраста. Занятия проходят в спокойной, доброжелательной обстановке. Этому способствуют психолого-педагогические условия – активное взаимодействие родителей и детей на занятии, атмосфера и условия групповой комнаты, музыкальное сопровождение, которое создаёт положительный эмоциональный настрой на занятии.
Результатом реализации программы является повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития детей, возрастных особенностей и игрового взаимодействия с детьми, социализация ребёнка на основе оптимизации семейной микросреды в целом и взаимоотношений между детьми и родителями в процессе продуктивной игры, положительные изменения в умственном и эмоционально-личностном развитии детей и как правило – легкая адаптация к условиям ДОУ.