Елена Лукиных
Работа с учеником 1 класса над программно-изобразительным произведением. И. Иордан «Охота за бабочкой», И. Беркович «На опушке»
▼ Скачать + Заказать документы
План.
1. Введение.
2. Короткая справка о композиторах и методический разбор произведений с частичным исполнением.
3. Итоговое исполнение произведений учащщимся с учетом описанных нюансов.
1. Когда маленький ребенок начинает заниматься музыкой, вместе с музыкальной грамотой его необходимо сразу знакомить с культурой звука. Перед преподавателем стоит множество задачи: правильно посадить ученика, научить работать свободными руками с мягким запястьем, правильно на подушечки ставить пальцы и, конечно же, научить правильно воспроизводить звуки, мелодическую линию, видеть мотивы и предложения, понимать эмоции и замысел произведения, уметь озвучить и проинтонировать диалоговые мотивы и кульминационные всплески, смягчать окончания фраз и окончания произведения.
Публикация «Работа с учеником 1 класса над программно-изобразительным произведением, И, Иордан „Охота за бабочкой“, И, Беркович „На опушке“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Сказки, стихи, детская литература
- Бабочки. ИЗО, творчество
- ИЗО в школе
- Литературная деятельность
- Насекомые. ИЗО, поделки, рисование
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Как говорил Нейгауз: «Музыка – это искусство звука», поэтому любое произведение необходимо правильно понять в звуковом плане, а позже добиваться правильного воспроизведения голосов, подголосков, отдельных фраз и кульминаций.
Даже в программой и романтической музыке необходимо понимание и разделение голосов на основные и второстепенные. Уже с младших классов ученик должен понимать, где расположен мелодический голос, а где находится аккомпанирующий голос или подголоски, научиться по-разному их исполнять. Для такой работы необходима внутренняя собранность, подчинение всего игрового аппарата стоящим перед учеником исполнительским задачам.
Преподаватель должен сам показать ученику плохое и хорошее исполнение, что бы ребенок понял разницу в звучании, мог запланировать и целенаправленно начать правильное исполнение с подготовки кончиков пальцев, рациональных движений рук, с внутреннего понимания уровня звучания и вариантов музыкального развития, контролировать пальцевую активность на протяжении всего произведения.
У маленьких пианистов из-за непонимания и неумения правильно работать со звуком можно наблюдать различные нелепые движения замаха. Правильное понимание и намерение сыграть звуки определенным образом рождают определенные, логичные движения рук. Исполнительская задача любого музыканта – избегание монотонности при воспроизведении музыкального произведения, понимание музыкального развития, контроль игрового аппарата (свобода локтя, плеча, кисти, корпуса, активность кончиков пальцев).
2. И. Иордан. «Охота за бабочкой».
Ирина Николаевна (р. 22 XI 1910, Саратов) - сов. композитор. Училась в 1934-35 в Моск. консерватории у Г. И. Пеккера (виолончель, в 1935-1938 - в училище им. Гнесиных у В. Я. Шебалина (композиция). Ред. ряда произв. рус. и иностр. композиторов-классиков (в т. ч. неопубликованных).
С 1950 науч. сотрудник Центр. музея муз. культуры им. М. И. Глинки. Засл. работник культуры РСФСР(1971).
Автор кантаты "Москва"(совм. с Г. В. Киркором, 1947, симфонии (1944, концертов с оркестром - дляскрипки (1964, 2 для виолончели (1951, 1971, фп. квинтета на тадж. темы (1956, совм. с Киркором, 4 струн, квартетов (1937, 1948, 1961, 1972, 2 сонат для влч. с фп. (1937, 1951, скерцо для влч. с фп. (1965) и др. сочинений для скрипки, альта (Поэма, 1972, влч. с фп., фантазии для арфы (1963, романсов на сл. А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева, музыки к кинофильмам (о рус. художниках; совм. с Г. В. Киркором).
"Охота за бабочкой" - виртуозная программная миниатюра с интересным и ярким образным сюжетом, пьеса изложена в трёх-частной форме, партии обеих рук записаны в скрипичном ключе, что облегчает восприятие пьесы.
Мелодия состоит из прерывистых коротких мотивов с переменным лигато и стаккато, передающие как беззаботность бабочки, порхающей с цветка на цветок, так и ее метание из стороны в сторону в момент опасности.
Сложность:
- 3-нотные залигованные мотивы, написанные на сильную долю, когда образ предполагает избегать статики и двигаться к вершинам фраз, нельзя передерживать восьмую в этих мотивах, т. к. это утяжелить их, но и не стаккатировать, во избежание резких ненужных акцентов;
- динамика в кульминации не от доли к доле – постепенно (что-б не усиливать слабые доли, а от мотива к мотиву;
- важно избегать грубых звуков, нарушающих образ, перекосов в мотивах, показать несколько волн в кульминации и непрерывное движение, не разделенное на отдельные мотивы
Используем в работе над музыкальными фрагментами:
- приём вычленения отдельных мотивов и объединение их во фразы,
- игра каждой рукой отдельно,
- многократные повторения в работе над звуком,
- поиск нужных движений (готовить нужную руку, чтобы не было остановок, запинок,
- показ педагога, чтобы ученик имел представление, как следует исполнить ту или иную фразу для передачи лёгкости и полётности звука.
И. Беркович. «На опушке».
Беркович Исаак Яковлевич род. 15 (28) дек. 1902 в Киеве, ум. 5 янв. 1972 там же. Композитор.
В 1925 окончил Киевскую конс. по кл. ф-п. В. В. Пухальского.
В 1922—1925 учился по кл. композиции Б. Н. Лятошинского.
В 1922—1941 преподаватель ф-п. в муз. школе, муз. училище и Вечерней конс. В 1932—1941 ассистент. с 1949 доцент, с 1969 проф. Киевской конс.
Соч. : для ф-п. и струн. оpк. — 3 концерта (1961, 1963, 1968, Вариации на тему Паганини (1967); трио (1928); для ф-п — 2 сонаты (1922, 1941, 3 сонатины (1952, 30 легких пьес (1938, 35 этюдов (1950, сб. полифонических пьес (1950, Вариации на народные темы (1963, 24 прелюдии (1965); Школа игры на ф-п. (1960, циклы пед. пьес и ансамблей и др. ; для оpк. нар. инстр. — сюита (1964); для скр. с ф-п. — пьесы (1958); для влч. с ф-п. — 2 пьесы (1956, 5 пьес (1965); для домры с ф-п. — 10 пьес; для 2 домр с ф-п. — 9 пьес; для 2 домр — 7 пьес (1959); для голоса с ф-п. — Дума (сл. Т. Шевченко) и др. ; 10 дет. пьес (сл. Г. Демченко, 1957, Песня про песню (сл. И. Тутковской, 1957).
«На опушке» - произведение для фортепиано, сочетающее в себе множество пианистических задач. Написана в 3-частной форме. Характер спокойный. Пьеса, передающая состояние природы. Подобран образ для пьесы - утро, просыпающийся лес, рассвет и наступление жаркого полдня, щебет просыпающихся и прячущихся от жары птиц.
Небольшая 1 часть не имеет четко выраженной мелодической линии, ее заменяют мотивы кукования и птичьего щебета, зато есть гармоническая основа, состоящая из чередующихся близлежащих Т и D7.
2 часть содержит мелодическую линию, которая состоит из похожих мотивов, обыгрывающих V, VI, I, II ступени, с остановкой на VI ступени, не имеющих определенного окончания на устойчивой ступени, а постоянно требующей продолжение. Аккомпанемент из невесомых аккордов трансформируется в движение по басовым восходящим аккордам, спускающимся в бас.
Так же, не заканчиваясь, мелодия плавно переходит в 3 часть, являющуюся репризой 1 части.
Сложность:
- исполнение мягких и стройно звучащих многозвучных аккордов в Лев. Руке, воспитание чуткости кончиков пальцев,
- ощущение бесконечной мелодии, понимание разницы в похожих мотивах-опеваниях,
- плавное усиление динамики, понимание образа произведения, избегание грубых нот в мелодии,
- нет четко выраженной кульминации,
- к окончанию постараться вернуться к таким же невесомым аккордам, как в 1 части,
- исполнение пьесы преподавателем,
- работа с игровым аппаратом ученика преподавателем, помогая добиваться мягкости в движении и звуке,
- работа отдельными руками для выучивания разных звуковых пластов, звук, движение мелодии, динамика, штрих вязкого лигато, заменяющее на данном этапе педаль (при невозможности с ней работать).
- начальные навыки работы над разделением звука и кантиленой,
- воспитание слухового восприятия красивого кантиленного звука.