Анастасия Стойчанова
Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп.
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей — целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.
Публикация «Программно-методическая разработка, Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Планирование. Планы работ
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Большие возможности в воспитании, развитии, образовании заложены в играх, прежде всего дидактических.
Дидактические игры – это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.)
Дидактическая игра способствует социально – нравственному развитию ребенка – дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.
Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр :
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Задачи:
1. воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2. сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Годовое планирование на все возрастные группы :
Младшая группа :
Сентябрь «Лото» Цель: учить детей объединять предметы по месту их произрастания
«Сложи картинку» (пейзажные) Цель: учить детей собирать целое изображение из отдельных частей.
«Да и нет» (игр. упр) Цель: дать детям представление о частях тела котенка и о звуках какие он издает. «Узнай на вкус» Цель: учить детей определять на вкус овощи и фрукты.
«Угадай растение по описанию» Цель: учить детей находить основные признаки растения;
«Найди листок, какой покажу» Цель: учить детей находить и показывать листок, который назвала.
Октябрь «Такой листок, лети ко мне» Цель: учить детей находить листья по сходству. «Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина) Цель: учить детей называть деревья.
«Собери дерево из частей» Цель: учить детей собирать из отдельных частей целое.
«Где, спряталась матрешка» Цель: учить детей называть растения, воспитывать любознательность. «Найди, о ком расскажу» Цель: учить детей находить животного по его характерным признакам.
«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) Цель: учить детей называть овощи и фрукты. «Угадай по запаху» (овощи, фрукты) Цель: учить детей узнавать овощи и фрукты по запаху. Ноябрь «Отгадай мою загадку» (о животных леса) Цель:учить детей с помощью ключевых слов, угадывать животных. «Кто, что любит» (домашние животные) Цель:дать знание о том, чем питаются домашние животные. «Угадай, что в руке» (игр. упр) Цель:с помощью анализаторов учить детей узнавать предмет. «Когда это бывает» Цель: учить детей находить нужные картинки, по словесному описанию,«Угадай, чей хвост» - учить детей называть и различать животных. Развивать сообразительность. «Найди растение похожее на травку» Цель:учить детей находить нужное растение по указанию. Декабрь «Так бывает или нет?» Цель: учить детей называть времена года.
«Какое время года» Цель:учить детей отгадывать загадки по показанным и названным характерным признакам. «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). «Сложи картинку»(изображения лисы и зайца) Цель: учить собирать из отдельных частей целое.
«Где, спряталась рыбка» Цель: учить детей анализировать, названия растений. «Научи мишку мыть растение» Цель: учить детей ухаживать за растениями, воспитывать любознательность и наблюдательность. «Да или нет» Цель: учить детей называть части тела собаки. Январь «Кто, чем питается зимой» (дикие животные) Цель: учить детей чем питаются дикие животные в зимний период. «Кто, где живет»(лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по среде обитания. «Сложи картинку из 4 частей (птицы) Цель: учить детей собирать из отдельных частей целое (синтез)«Кого не стало (дом. животные) Цель: учить детей называть дом животных. «Найди то, о чем расскажу» (овощи, фрукты) Цель: учить детей находить предмет по словесному описанию. «Что мы делали сначала, что потом») (уход за комнатными растениями) Цель:учить детей ухаживать за комнатными растениями. «Чей детеныш» (дом. животные) Цель: учить называть животных и их детёнышей. Февраль «Что, умеет делать рыбка»(слов, игра) Цель: учить детей различать повадки животных. «В зимней столовой» Цель: учить детей называть зимующих птиц, учить подражать их повадкам. «Птички» (игр. упр)
Цель: учить детей согласовывать свои слова и действия, активизировать речь.
«Узнай по голосу, какая это птичка» Цель: учить детей узнавать издаваемые птицами звуках. Закрепит названия птиц. «Угадай растение по описанию» (комнатные растения) Цель: учить называть характерные признаки растения; развивать наблюдательность «Кто, что любит» (дикие животные) Цель: дать детям представление о том, чем питаются зимующие животные. «Кто ползает. летает, прыгает» Цель: дать представление детям, о способе передвижения животных. Март «Когда это бывает» (загадки) Цель: учить отгадывать загадки по характерным признакам. «Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) Цель: учить детей по описанию находить нужные картинки. «Найди маму» (дикие животные) Цель: учить детей называть животных и их детёнышей, подбирая парные картинки. «Вороны» (слов игра) Цель: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в соответствии с произносимыми словами. Апрель «Цветы цветут» (лото) Цель: учить подбирать парные картинки. «Отбери и назови цветы, которые ты знаешь» Цель: учить детей называть цветы.
«Птицы, которые прилетают весной» Цель: дать представление детям о перелетных птицах и их названия. «Где спряталась рыбка» Цель: развивать умение анализировать, закреплять названия растений. «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). «Угадай, где что растет»
Цель: дать представление детям о том, где растут овощи, фрукты, цветы. Май «Найди дерево по описанию» Цель: учить детей называть признаки предмета; развивать наблюдательность
«Кто, где живет» (с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по среде обитания. «Собери цветок из частей» Цель: учить собирать из отдельных частей целое (синтез). Уточнение названия частей растения. «Кто, как двигается» (с элементами моделирования)
Цель: учить детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).
«Чья это тень» Цель: учить детей определять животное по силуэту.
«Найди ошибку» (сюжетные картинки) Цель:учить детей находить ошибки в изображении времен года.
Средняя группа
Сентябрь «Что, где растет» Цель:формировать у детей представление о том, где растут фрукты, овощи, цветы. «Вершки и корешки» Цель:закреплять знания детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды. Вершки, у некоторых так же бывают съедобные, как и корешки.
«Найди цветок, какой покажу» Цель: продолжать учить детей находить цветы, который показал педагог. «Четвертый лишний»(овощи) – Цель: продолжать учить детей замечать ошибки. Развивать в детях наблюдательность. «Что сажают в огороде» Цель:продолжать учить детей классифицировать предметы по определённым признакам. «На птичьем дворе» Цель: Продолжать учить детей называть домашних птиц. Октябрь «Раз, два, три – дерево назови» (береза, дуб, клен, ель, рябина)
Цель:закреплять название деревьев. «К дереву беги» Цель: закреплять названия деревьев, которые растут на участке детского сада, учить по сигналу воспитателя находить и подбегать к названому дереву. «Кто живет в лесу» Цель: закреплять знания детей о животных, которые живут в лесу.
«Кто знает, пусть продолжает) Цель:продолжать учить детей подбирать слова к обобщающему слову.
«Кто в домике живет» Цель: закрепить знания детей о животных. Продолжать узнавать их звуки.
Ноябрь «Кто во что одет?»(лото с элементами моделирования) Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями. «Кто с хозяином живет, что хозяину дает»
Цель:закреплять знания о домашних животных, и пользе которую они приносят.
«С какой ветки детки» Цель:закреплять знания о названии деревьев о плодах,
«Отгадай загадки о животных» Цель: учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. «Сложи картинку» (времена года) Цель:учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять знания о временах года «Почему заяц зимой белый) Цель:формировать представление о приспособленности зверей к трудной зимовке. «Опиши, я отгадаю» Цель:развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Декабрь «Охотник и пастух» Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных. «Когда это бывает Цель:закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток; утро, день, вечер, ночь. «Кто в домике живет Цель: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. «В магазине растений»
Цель:закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
«Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы)
Цель:закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам. «Какое время года» Цель:учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;«Угадай, что съел» Цель:определять по вкусу и называть съеденный овощ или фрукт. Январь «Разрезанные картинки» (дом. животные) Цель:закреплять знания о строении домашних животных.
«Кто, где живет» (насекомые)
Цель:закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке) месте их обитания.
«Кто, кем будет» Цель:учить определять по первоначальной стадии развития кто кем будет.
«Бывает или не бывает» Цель:развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. «Зоологическое лото» Цель:упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания. «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) Цель:учить определять овощи и фрукты на ощупь.
«Все по домам» Цель:учить по внешнему виду домика, определять животное в нем живущее.
Февраль «Чьи детки» (дом. и дик. животные) Цель:учить называть животных и их детёнышей.
«Отгадай загадки об овощах» Цель:учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Найди по названию» (птицы) – Цель: закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие.
«Где, спряталась матрешка» Цель: закрепить названия растений, воспитывать любознательность.
«Когда это бывает» Цель: уточнять и углублять знания о временах года. Кто с хозяином живет, что хозяину дает» Цель:закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.
Март «Помоги малышам» - Цель:учить называть животных и их детёнышей. Подбирать парные картинки. «Магазин цветов» (комнатные растения) Цель: учить описывать растение, который надо купить. «Съедобное или несъедобное» Цель:закреплять знания о съедобных и несъедобных растениях.
«Узнай по голосу» Цель: учить определять птицу по характерным звукам голоса. «Чей хвост» Цель:развивать способность анализировать, закреплять умение называть и различать животных.
«Кого не стало» Цель: развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.
Апрель «Где, спряталась матрешка» Цель:закрепить названия растений, воспитывать любознательность. «Какую пользу приносит» (дом. животные)
Цель: закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.
«Отгадай загадки о птицах» Цель:учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Опиши, мы отгадаем» Цель:учить детей классифицировать растения по их признакам. «Найди дерево по описанию» Цель: учить находить деревья по описанным характерным признакам.
«А что потом» Цель: закреплять знания детей о частях суток; о деятельности детей в разное время дня. Май «Магазин «Цветы»» (садовые растения) - Цель:учить описывать цветок, который надо купить. «Четвертый лишний» (дикие животные) Цель:учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. «Парные картинки» (рыбы) Цель:воспитывать наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие. «Отбери и назови цветы, которые знаешь» Цель:закреплять умение различать и называть цветы. «Охотник и пастух» Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных. «Найди в букете, такой же цветок» - Цель:учить находить листок по показу. Закреплять названия цветов.
Старшая и подготовительная группа
Сентябрь «Что в корзинку мы берем». Цель:закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.
Угадай, что в мешочке?Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. «Помоги расселить насекомых»
Цель:закрепить знания детей о насекомых. «Созрело - не созрело»
Цель:научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам. «Собери картинку» (листья) Цель:упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях. «Вершки и корешки» - Цель:закрепит знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды - вершки, что у некоторых плодов съедобны и вершки и корешки. «Угадай на вкус»
Цель:упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький)
«Какая работа осенняя» (сюжетные картинки) Цель: учить детей выбирать из предложенных картинок те, на которых изображен труд людей в осенний период. Октябрь «Что за птица» Цель:классифицировать птиц по среде обитания (лес, водоем, открытое пространство.
«С какой ветки детки?»Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Прилетели птицы. Дид. задача: уточнить представление о птицах. «Кто где живет» -
«Что сначала, что потом?» (жизненный круг муравьиной матки) Цель:закрепит этапы жизненного круга муравьиной матки. «Компот из садовых ягод»
Цель:закрепить знания детей о садовых ягодах учить различать садовые ягоды.
«За грибами, за ягодами»
Цель:формировать знания о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, лесные ягоды. «Отбери животных, которые живут под землей»
Цель:познакомит детей с обитателями подземного мира.
«Как сделали томатный сок»(последовательность) Цель:формировать знания о процессе приготовления томатного сока. «Отгадай название цветка»
Цель:учить отгадывать загадки; закреплять знания о садовых цветах. Ноябрь «Лес
многоэтажный дом» (расселение животных) Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них. Когда это бывает?Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. «Как лес помогает человеку» Цель: закрепить знания детей о, том как лес помогает человеку. «Зоологическое домино» Цель: закреплять знания детей о животных средней полосы. «Отгадай загадку» (о растениях)
Цель: учить по характерным признакам, угадывать растения. «Что нам осень принесла»
Цель: формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью. «Что может делать вода»
Цель:закреплять свойства воды
«Угадай погоду» Цель:закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно - схематического мышления. Декабрь Где снежинки? Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Звери, птицы, рыбы. Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб. «Найди и покорми зимующих птиц»
Цель: учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам. «Пищевые цепочки» Цель:закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы. «Рыбаки» Цель: закреплять знания об обитателях водоемов. «Природа и человек» -
«Угадай от какого дерева - семена» Цель:учить по виду семени, определять дерево.
«Птицы, рыбы, звери «Времена года» Цель: проверить умение детей последовательно называть времена года. Январь «Где, чей хвост» Цель:Учить детей по форме хвоста определять животное.
«Найди одинаковые снежинки» «ФОТОГРАФ» Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой. Цель: учить, по характерным признакам подбирать пару. «Съедобное – несъедобное» Цель:напомнить о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть - вершки, у других подземная – корешки. «Ящик ощущений» Цель: учить на ощупь определять объекты природы и неприроды. «Кто, как зимует» Цель:закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных. «Отгадай, что за растение» (комнатные растения) Цель:учить детей по описанию, отгадывать комнатное растение. «Что сначала, что потом» (этапы развития лягушки) Цель: закрепить знания о процессе формирования лягушки. «Так бывает или нет» (сезонные явления) Цель:Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Февраль "ЛЕС — ДОМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ» Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них. «Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» Цель: закрепить правила поведения в природе. «От зернышка до булочки»(процесс выращивания булочки) Цель:закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба. «Кто чем питается» Цель:учить детей классифицировать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные)«Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран) Цель: учить классифицировать животных по месту их обитания.
«Растения и животные Красной книги» Цель:закреплять знания детей о животных и растениях находящихся на грани исчезновения. «Что к чему» Цель:развивать умение классифицировать. Учить отличать объекты природы и рукотворного мира.
«Сок» Цель:закреплять знания о том, что из фруктов можно приготовить вкусный сок; учить определять фрукты на ощупь; образовывать прилагательные от существительных.
«Назови меня» Цель:уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных. Март «НЕ ПРИРОДНАЯ ТРОПА» Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе) .«Кто летает, прыгает, плавает» Цель:развивать слуховое внимание, различать и называть животных по способу передвижения.
«Кто, кем будет» Цель:развивать умственные способности; закрепить знания о животных и их детенышах. «Четвертый лишний» Цель: учить различать месяцы в году.
«Скажи какой» Цель:научить, по определённым признакам, узнавать предметы, называть вкусовые качества, цвет. «Где что растет» (лото) -Цель: формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи, фрукты, цветы. Загадки о насекомых» Цель: учить по характерным признакам, угадывать насекомых. «Вини – Пух идет за медом»
Цель:уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях; воспитывать бережное отношение к цветущим растениям. Апрель «Как растет растение» Цель:закреплять этапы роста и развития растений. «Угадай по описанию» (перелетные птицы) Цель:«Почтальон принес посылку» -
«Домашние и дикие животные» (лото) Цель: закреплять умение систематизировать животных по месту обитания. «Цветочный магазин» Цель: учить детей описывать нужное им растение.
«Что сначала, что потом» (развитие бабочки) Цель:закрепить знания о процессе формирования бабочки. «Воздух, земля, вода» Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. «Грибы» Цель:дать детям представление о правилах сбора грибов; рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые. «Загадай, а мы отгадаем» Цель: совершенствовать навыки детей в отгадывание загадок.
Май «Кормушка для птиц» Цель: воспитывать у детей чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними «Угадай, какое дерево»
Цель:учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их. «Собери букет»
Цель: учить детей различать садовые, полевые и лесные цветы. «Угадай дерево по листу и плоду»
Цель:учить по виду семени, определять дерево. «Четвертый лишний» (домашние животные)
Цель:учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. «Летающие семена» Цель: учить классифицировать семена на косточковые и летающие. «Живое – не живое» Цель: учить классифицировать объекты живой и неживой природы. «Кто как поет?»
Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.