Марина Куваева
Работа с социумом в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Публикация «Работа с социумом в ДОУ» размещена в разделах
Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Именно в дошкольном возрасте закладываются многие качества, которые формируют личность человека: гражданственность, ответственность, способность выбора, уважение к людям независимо от их расовой принадлежности, возраста, пола и вероисповедания. Очень важно у детей дошкольного возраста сформировать не только определенный уровень знаний и умений, но и развивать личностные качества, базовые способности, социальные и культурные навыки, заложить основы экологической культуры, здорового образа жизни, безопасного поведения.
В современной психолого-педагогической науке понятие «социализация» трактуется, как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социо - культурного опыта. И, конечно, очень важно обеспечить успешную социализацию подрастающего поколения.
Деловые партнерские отношения с социальными учреждениями строятся на основе договоров, годовых планов, направлены на обеспечение комплекса условий для расширения представлений о ближайшем социальном окружении и мире в целом, познавательно-речевого, социально личностного и художественно-эстетического развития детей. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дают дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, строящиеся на идее социального партнерства.
Работая в таких условиях, мы создавали возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.
Наше дошкольное учреждение сотрудничает с МОБУ СОШ № 5, 21, библиотекой им. В. Г. Белинского, Управой «Губинского округа», музеем им. Е. Ярославского, Музыкальной школой, педагогическим колледжем, ДЮСШ № 1, театральными коллективами, поликлиникой № 5.
Сотрудничество с социальными объектами позволило нам интегрировать в себе практически все образовательные области. Система сетевого взаимодействия имеет возможность использования помещений школы, дошкольных учреждений, учреждений культуры для организации дополнительного образования детей, поддержки развития детской одарённости, обеспечение фактического расширения социума, в который включены дети дошкольного возраста.
Очень тесно сотрудничаем с Губинским округом, так как они проводят много мероприятий, праздников, развлечений, конкурсов поделок и рисунков. В течение года проводились конкурсы среди детских садов округа: «Музыкальный ринг», «Юный чтец», «Шахматная семья». Планируется конкурсы: «Весёлый оркестр», «Битва хоров».
Ежегодно в предверии праздника 9 Мая ходим с детьми подготовительных групп на пл. Победы. Дети знакомятся с городами-героями, памятниками, возлагают цветы.
Сотрудничество со школами позволяет детям и родителям познакомится с учителями начальных классов, получить консультации. В помещениях школ проводятся различные конкурсы, эстафеты, праздничные выступления ко Дню Матери.
Для высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет взаимодействие с семьями воспитанников.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, наше дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Мы считаем, если семья будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то он будет развит социально и как личность.
Основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей, педагогический коллектив ставит – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Первый принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей.
5. Открытость.
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Вместе с родителями мы проводим совместные праздники, развлечения, досуги. Такие как «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник, посвященный дню матери». В этих формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни вместе с детьми и педагогами, читают стихи. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников воспитатели выпускают газеты, листовки, делают альбомы с фотографиями.
Каждый год в апреле мы проводим День открытых дверей ко дню рождения детского сада. Родители имеют возможность посетить любые занятия, развлечения, а также принять непосредственное участие в них.
Очень помогает сотрудничество с пед. колледжем, студенты которого принимают активное участие в проведении муз. занятий, развлечений, в изготовлении пособий.
В течении года приглашаем учеников музыкальной школы с небольшими концертами для дошкольников. А весной педагоги школы проводят прослушивание наших воспитанников, дают рекомендации для поступления в музыкальную школу.
Дети очень любят театральные постановки, с которыми выступают приглашённые театральные коллективы. А также с большим интересом слушают беседы сотрудников ГИБДД о правилах дорожной безопасности. В ноябре в нашем ДОУ было проведено развлечение, организованное ГИБДД о ПДД, которое получило большой эмоциональный отклик у дошкольников.
Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности, опыта в ДОО, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников.