Наталья Ротова
Консультация «Эффективность взаимодействия с социумом»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность взаимодействия с социумом
.
Аналитическая справка
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение Наталья Алексеевна уделяет работе с родителями воспитанников. Педагог старается наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищет новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Публикация «Консультация „Эффективность взаимодействия с социумом“» размещена в разделах
Эффективной формой работы с родителями воспитатель считает познавательную направленность. Совместно с педагогом – психологом раз в месяц проводит игровые тренинги для мам и детей под девизом «Поиграй со мною, мама!». Старается, чтобы встречи были интересны родителям, темы выбирает с учетом их пожеланий, руководствуясь результатами анкетирования. "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Включает в тренинг практическую часть или мастер-класс. В конце встречи каждый родитель получает памятку по теме.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Собрания проводит в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагог использует видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
В своей группе Наталья Алексеевна предложила родителям одну из форм информационно-аналитической работы – «Почта доверия». Родители могут делиться своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно.
Анкетирование родителей «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволило воспитателю получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.
Считает, что наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества при проведении совместных досугов. Ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Папу поздравляю», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День Нептуна». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осень золотая», «Сказочные рисунки», «Здравствуй, весна!», «Лето красное!», стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикует награждение участников выставок.
Активно использует метод проектов, где родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. При работе над проектом «Птицы – наши друзья» родители совместно с детьми делали зарисовки, фотографии птиц, мастерили поделки, участвовали в акции «Скворечники для птиц». В ходе проекта «Скоро в школу я пойду» родители принимали участие в создании коллажа «Мои родители учились в школе», в оформлении пособия «Что мне в школе пригодится».
В рамках федеральной инновационной площадки «Реализация образовательных инициатив «LEGO education» в практику современной дошкольной образовательной организации» родители также являются непосредственными участниками, собирают постройки и оформляют выставки в галерее детского сада.
Хочется отметить, что родители искренне откликаются на сотрудничество, принимают активное участие в подготовке смотр - конкурсов среди групп ДОУ: «Лучший уголок дежурных», «Лучшее оформление группы к новому году», «Огород на подоконнике», «Лучший участок». Благодаря помощи родителей, которые, к примеру, изготовили чудесные поделки из монтажной пены на участок, смастерили новогодние игрушки дома совместно с детьми, группа Натальи Алексеевны занимает почётные призовые места.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования Наталья Алексеевна видит в установлении прочных связей с социумом. Считает, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации установила тесные связи с детской библиотекой, что позволило добиться эффективного педагогического результата. В библиотеке была оформлена экспозиция рисунков воспитанников «В гости к русской сказке». Дети с удовольствием участвовали в театральных постановках и представлениях: «Три медведя» (инсценировка по мотивам одноименной сказки Л. Н. Толстого); «Дудочка и кувшинчик» (инсценировка сказки В. Катаева). Совместно с детской библиотекой был составлен проект «Неделя детской книги». Воспитанники принимали участие в муниципальном конкурсе чтецов патриотических произведений «Память зажигает сердца».
Социокультурное и личностное развитие наших дошкольников Наталья Алексеевна осуществляет через экскурсионную программу, составленную совместно с «Музеем истории станицы Марьянской им. И. И. Левченко». Посещение музея дает возможность познакомиться с историей, культурой, природой родного края, родной станицы.
В решении задач духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения помогает сотрудничество со Свято-Никольским храмом. С помощью проводимых совместных мероприятий («Рождественские встречи», «Яблочный Спас», «День семьи, любви и верности») дошкольники усваивают ценности православной культуры: ощущение причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, христианским духовным традициям, бережному отношению к миру.
Воспитанники Натальи Алексеевны принимают участие в концертных программах марьянского сельского дома культуры и центра внешкольной работы, что способствует приобщению детей к театральной и музыкальной культуре, развитию представлений о различных жанрах искусства.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: опыт работы педагога с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности используемых современных форм в работе с родителями.