Папки-передвижки

Работа с синонимами в УМК по русскому языку. Комплекс упражнений, направленных на развитие речи учащихся

Виктория Марценкевич
Работа с синонимами в УМК по русскому языку. Комплекс упражнений, направленных на развитие речи учащихся
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с синонимами в УМК по русскому языку. Комплекс упражнений, направленных на развитие речи учащихся

Для изучения темы «Синонимы» выделяется три урока. На первом уроке предполагается знакомство учащихся с явлением синонимии в лексике, а второй рекомендуется посвятить употреблению синонимов в речи.

Уроки, посвящённые изучению синонимов, включают в себя:

• Изучение понятия синонимов;

• Усвоение понятия общего лексического значения синонимов;

• Определения понятия ряда синонимов (так даётся понятие синонимического ряда в школьной программе.

В ходе практических уроков по освоению темы синонимов учащиеся должны усвоить:

Публикация «Работа с синонимами в УМК по русскому языку, Комплекс упражнений, направленных на развитие речи учащихся» размещена в разделах

• Признаки, которые отличают синонимы друг от друга;

• Назначение синонимов в русском языке и речи.

На уроках изучения синонимии учащиеся приобретают такие лексикологические умения как:

• Умение находить синонимы в тексте;

• Умение формулировать общее лексическое значение для ряда синонимов;

• Умение подобрать синонимы к предложенному слову;

• Умение исключить из текста неоправданный повтор слов с помощью синонимов;

• Умение применять синонимы в речи согласно их семантико-стилистическим особенностям.

Рассмотрим способы работы с синонимами в учебниках русского языка разных авторов.

УМК для учащихся пятых классов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой переработан в соответствии с требованиями ФГОС и реализует идею интегрированного обучения языку и речи. При изучении раздела синонимов учащимся сначала предлагаются упражнения, включающие вспомогательный материал (упражнение 359): доказать, что представленный ряд слов (пример: метель, пурга, буран) – синонимы (с помощью материала для справок). Материал для справок содержит несколько общих лексических значений для каждой группы слов. Другой вариант упражнения (упражнение 361) предлагает учащимся выбрать из всех предложенных слов синонимы и записать их в отдельные синонимические группы, определяя части речи. Пример: мчаться, тревожный, еда, беспокойный, пища, нестись. Синонимами являются слова мчаться – нестись (глаголы, тревожный – беспокойный (прилагательные, еда – пища (существительные). Такие упражнения направлены на закрепление признаков синонимов (в данном случае, что синонимы относятся к одной и той же части речи). Следующее упражнение (упражнение 362) направлено на выявление отличительных признаков синонимов друг от друга: «подчеркните синонимы, которые […] выражают наше отношение». Пример: разговор, болтовня; медленный, черепаший. По мере выполнения упражнения становятся сложнее. Так, упражнение 367 предлагает учащимся списать текст, выбирая один из предложенных в скобках синонимов. Пример: 5. Зелени разной, и цветам, и малиннику – всему привольно (беспрепятственно, привольно) расти возле Скворёнушки. Таким образом, УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой содержит хороший практический материал по работе с синонимами, затрагивая необходимые для закрепления моменты, и постепенно повышая уровень сложности.

В УМК для пятого и шестого классов М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта учащиеся несколько раз обращаются к словарям синонимов в ходе изучения лексического значения слова и синонимии. Так, например, в первом упражнении учащимся необходимо подобрать синонимы к слову красивый, используя словарь синонимов для проверки, а в следующем – к слову говорить (стр. 85). В разделе справочных материалов, находящемся в конце учебника, можно также найти словарь синонимов.

УМК М. М. Разумовской под редакцией П. А. Леканта содержит большой объём практического материала по работе с синонимами, благодаря чему он выигрывает в сравнении с остальными. Здесь особое внимание уделено также работе со словарями синонимов. Так, например, учащимся необходимо составить словарную статью для словаря синонимов, используя найденные в тексте синонимы; придумать свои примеры синонимов к слову доброта и проверить правильность выполнения в словаре синонимов (стр. 57). В другом упражнении учащимся необходимо просмотреть различные значения слова свежий в толковом словаре, а затем к каждому из значений подобрать синонимы (стр. 100).

В УМК для пятого класса Е. И. Никитиной, который направлен на развитие речи учащихся, присутствует работа с синонимами, но в недостаточном количестве. К примеру, в одном из упражнений учащимся необходимо найти синонимы в словарной статье и дополнить толкование слова сверстник синонимами (стр. 143).

На первом уроке учитель должен помочь учащимся сформулировать определение синонимов; познакомить со словарями синонимов; показать учащимся отличие синонимов от многозначных слов; рассмотреть отличительные признаки синонимов друг от друга.

После знакомства учащихся с явлением синонимии в лексике необходимо выполнить несколько следующих упражнений для закрепления полученных на уроке знаний:

• Определить общее лексическое значение синонимов;

Работа над данным упражнением начинается с разбора первой группы синонимов. Необходимо определить значение каждого из слов, а затем выделить общее смысловое ядро всех синонимов группы. Это значит, найти общее лексическое значение. Затем нахождение общего лексического значения остальных групп синонимов и проверка правильности выполнения в материалах для справок (словарях).

Завершить работу над упражнением предлагается составлением предложений, которые включают в себя смысловое ядро всех синонимов группы и несколько слов-представителей данной группы синонимов.

В корнях слов-синонимов следует выделить орфограммы и объяснить их.

• Подобрать синонимы к предложенным словам;

Перед тем, как начать выполнение данного упражнения, учащиеся должны вспомнить, что слова-синонимы относятся к одной и той же части речи.

Кроме того, важно избежать у учащихся смешения понятий однокоренных слов и синонимов. Для этого учащимся может быть предложена специальная таблица, которую можно использовать в качестве раздаточного материала, где представлены основные отличия синонимов и однокоренных слов. Благодаря анализу такой таблицы учащиеся смогут понять, что однокоренные слова чаще всего являются словами разных частей речи и обозначают разные предметы, признаки и действия, а синонимы, в свою очередь, обозначают одни и те же предметы, признаки и действия, являясь при этом словами одной и той же части речи.

При выполнении данного упражнения важно обратить особое внимание на семантику предложенных слов-синонимов. Для закрепления полученных навыков в конце учащимся необходимо составить предложения с некоторыми из синонимов.

• Составить ряд синонимов (синонимический ряд) из предложенных слов;

Перед выполнением такого упражнения следует напомнить учащимся, что синонимический ряд или ряд синонимов – это группа слов-синонимов. Пример: больной, слабый, нездоровый.

Составление синонимического ряда начинается с определения главного, опорного, стилистически нейтрального слова и его лексического значения. Затем среди остальных предложенных слов необходимо выбрать синонимы, имеющие то же лексическое значение, что и главное слово, и записать их. Пример: слово бояться имеет значение «испытывать страх» и образует синонимический ряд со словами, соответствующими данному значению: трусить, пугаться, опасаться, робеть.

Таким же образом учащиеся подбирают синонимы к оставшимся словам. Пример: тревога, волнение, беспокойство (общее значение – «отсутствие покоя»).

• Выделить отличия предложенных синонимов друг от друга;

Выполнить данное упражнение можно с помощью таблицы, состоящей из двух столбцов. В первый выписывать нейтральные слова-синонимы, а во второй – эмоциональные (выражающие чувства или отношения).

• Составить словосочетания с предложенными словами в соответствии с лексическим значением синонимов.

Перед началом выполнения данного упражнения важно вспомнить вместе с учащимися ещё одно отличие синонимов друг от друга – сочетаемость с другими словами. Пример: слова юный и молодой – синонимы, но слово молодой сочетается с любыми словами, а юный только с названиями лиц (молодой лук, молодой коллектив, молодая луна; юный моряк, юная дева, юный наследник).

Так, для слов-синонимов серый и пасмурный могут быть записаны такие словосочетания: серый пиджак, ковёр; но пасмурная погода. Для синонимов сырой и мокрый: сырой воздух, материал; но мокрый снег, асфальт. А для синонимов коричневый и карий словосочетания: коричневые чулки; но карие глаза.

В ходе второго урока учителю необходимо объяснить учащимся использование синонимов для связи предложений в тексте и повторить слова с переносным значением и омонимы. Большая часть материала на данном уроке усваивается на практике.

Для закрепления знаний, полученных на втором уроке, которое посвящено употреблению синонимов в речи, выполняются следующие упражнения:

• Упражнение на обоснование выбора синонимов в тексте;

В качестве примера выполнения подобного упражнения возьмём следующий отрывок: Он [Метелица] упёрся в бока, откинулся назад, рассматривая парнишку, и вдруг засмеялся. Парнишка смущённо, недоверчиво шмыгнул носом, сморщился так, что нос его вздёрнулся кверху, и тоже – совсем по-детски – залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул ещё громче, и оба они хохотали так несколько минут. (А. Фадеев)

К слову засмеялся здесь использованы синонимы: залился, прыснул, хохотали. Все синонимы имеют общее значение – «издавать смех», но передают разные смысловые оттенки, что позволяет разнообразить предложения (хохотать – «громко смеяться»; прыскать – «смеяться, производя звук носом или губами»).

Все использованные в отрывке синонимы передают доверчивое отношение парнишки и доброе отношение Метелицы. Смеющийся Метелица вызвал доверие у парнишки, и тогда раздался его заливистый смех (другой синоним был бы неуместным в данном случае, которого сам Метелица, видимо, не ожидал, отчего и прыснул (смех возник невольно, невмоготу удержаться, что звучит оправданно и уместно. Оба почувствовали симпатию друг к другу, что и проявилось в их дружном хохоте. Так можно объяснить употребление синонима хохотать в данном случае.

• Упражнение на использование синонимов для связи предложений в тексте;

Чтобы представить выполнение данного упражнения на примере, возьмём следующие предложения: Тоска вдруг окутала меня и понесла за собой на глубину, в непроглядную тьму… Печали, казалось, не было границ: я больше не мог оставаться в этом доме.

В этих предложениях синонимы слова грусть выполняют две важные функции: выражают мысль более точно и служат средством связи предложений. Сначала учащимся необходимо поработать над разбором точности выражения мысли, а затем выяснить средства связи предложений, которыми и являются синонимы слова грусть.

Учащимся предлагается выписать словосочетания по схеме «синонимы слова грусть + существительные (местоимения) с предлогами и без предлогов».

• Упражнение на использование синонимов для более точного выражения мыслей;

В данном упражнении даются отдельные предложения для работы. Пример: 1) Это было самое (короткое, краткосрочное) лето в его жизни. 2) На дне океана можно увидеть множество (интенсивных, ярких) водорослей, которые поражают воображение.

Учащимся необходимо выбрать одно из двух предложенных слов, которое употребляется и сочетается со следующим. Пример решения: 1) Это было самое короткое лето в его жизни. – слово краткосрочное имеет значение «продолжающийся малое время»; не сочетается со словом лето. 2) На дне океана можно увидеть множество ярких водорослей, которые поражают воображение. – слово интенсивных указывает на густоту окраски, не на пестроту; не сочетается со словом водоросли.

• Диктант.

После завершения диктанта учащимся необходимо выполнить задание, в котором требуется объяснить, уместно ли было бы заменить выделенные слова на другие, предложенные в задании, и почему.

Пример: На рассвете я просыпаюсь, вытаскиваю из колодца ведро воды, возвращаюсь, кипячу чай. (К. Паустовский) Можно было бы заменить выделенные слова на следующие: поднимаю, грею?

Третий урок в системе изучения синонимов русского языка на уроках в школе посвящён назначению синонимов в языке. Учитель повторяет пройденный на прошлых уроках материал с помощью проверки домашнего задания и дополнительных вопросов, а затем даёт новый материал, посвящённый использованию синонимов для выражения отношения и преодоления неоправданного повтора. Однако иногда повтор может быть оправдан, и рекомендуется показать это на примере: Каштанка подошла к двери. Дверь тихонько отворилась. Из неё вышел незнакомый человек.

Полученные на этом уроке знания следует закрепить следующими видами упражнений:

• Подбор синонимов с учётом их семантических отличий;

Учащимся для выполнения данного упражнения потребуется словарь. Задание выполняется под руководством учителя, так как самим учащимся будет сложно разобраться в оттенках лексических значений синонимов.

В упражнении даётся текст, включающий в себя предложения с двумя словами-синонимами в скобках, одно из которых, наиболее подходящее по контексту, необходимо выбрать. Для правильного выбора слова следует выяснить характер отличий синонимов, а затем записать полностью текст, объясняя свой выбор.

Пример: За домиком мы обнаружили тропинку, которая привела нас к скрытому ото всех месту, где протекала (небольшая, миниатюрная) река. Небольшой – «незначительный по величине, размеру»; миниатюрный – «небольшой и одновременно изящный. Значит, о реке можно сказать небольшая, но нельзя сказать миниатюрная.

• Упражнение на исключение неоправданного повтора в тексте с помощью замены одного и того же слова синонимами;

Учащимся даётся синонимический ряд и несколько предложений, в каждом из которых главное, стилистически нейтральное слово необходимо заменить на более подходящий синоним из предложенных. Сначала следует найти общее значение синонимов, а затем выяснить смысловые отличия этих синонимов друг от друга. Полученные толкования учащиеся смогут использовать в качестве справочного материала при выполнении упражнения.

Пример: слово блестеть можно заменить синонимами сверкать («издавать переливающийся слепящий блеск», светиться («излучать спокойный свет», блистать («интенсивно издавать блеск»); так: сосульки сверкают, стены домов светятся, железные крыши блистают.

• Упражнение на использование синонимов для связи предложений в тексте;

Данное упражнение строится на принципе исправления ошибок в предложениях. Учащимся необходимо заменить неоправданный повтор одного и того же слова в рядом стоящих предложениях.

Пример: Чтобы добраться до вершины, ему нужно было подниматься в гору несколько дней. Подниматься было тяжело, но он продолжал идти. – во втором предложении слово подниматься надо заменить на синоним взбираться.

• Диктант.

Дополнительным заданием после проведения диктанта можно включить обозначение известных орфограмм.

При работе со всеми указанными упражнениями важно и нужно использовать словари синонимов самых разных видов, чтобы учащиеся получили не только навык работы со словарями, но и смогли самостоятельно продолжать изучение синонимии с их помощью. Кроме того, умение работать со словарями синонимов способствует развитию коммуникативных навыков учащихся на более высоком уровне.

Работа над синонимами должна продолжаться и после прохождения данной темы в рамках школьного курса русского языка. Материал по данной теме должен активно пополняться при изучении других тем по грамматике и орфографии. Особое внимание на закрепление, повторение и дополнение знаний по синонимии русского языка следует обратить при написании сочинений и изложений.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов "Морфология" и "Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Памятка для написания сочинения ЕГЭ - Задание 27. Сочинение по прочитанному тексту. Проблема текста. В своем тексте автор поднимает важную для нашего времени проблему (чего….

План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с синонимами в УМК по русскому языку. Комплекс упражнений, направленных на развитие речи учащихся
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 23:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с синонимами в УМК по русскому языку. Комплекс упражнений, направленных на развитие речи учащихся» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Марценкевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД