Савченко Людмила Сергеевна
Работа с семьей Видео
▼ Скачать
+ Заказать документы
Свою жизнь я посвятила детскому саду, работая в нем воспитателем и в настоящее время заведующей. Я пришла в детский сад через три года после его основания. И вот моей «Березке» 27 лет.
Сегодня хочу обратить внимание на то, какое влияние оказала на меня работа с родителями на группе и на формирование моих взглядов в работе с семьей в настоящее время.
Публикация «Работа с семьей Видео» размещена в разделах
Главной задачей в работе с родителями я всегда ставила и ставлю формирование у них чувства ответственности за воспитание своих детей. Почему? Потому что в дошкольном возрасте ребенок более восприимчив к влиянию и если родители в этом возрасте допускают ошибки, то это может отразиться на взрослом человеке, так как наука доказала, что заложено в ребенке от 3 до 7 лет то отражается в 17-21 год. И в тоже время в этот период у родителей легче сформировать сознательное отношение к своему долгу, так как они несут ответственность за поступки своего ребенка.
Стараюсь донести до родителей мысль о том, чтобы отношения в семье строились на принципах уважения, чтобы ребенок был на равных правах со всеми.
К сожалению, нынешнее поколение родителей не утруждают себя чтением каких-либо педагогических изданий, а больше руководствуются опытом своих родителей, а иногда перекладывают воспитание полностью на их плечи, поэтому весь этот процесс происходит спонтанно.
Чтобы родители знали, какие требования надо предъявлять к ребенку в определенном возрасте, как должно проходить воспитание в семье, я использую в работе с родителями различные формы. И в первую очередь – это родительские собрания. Будучи воспитателем, я это делала так Обязательно на каждое родительское собрания я готовлю приглашения для семьи (дети группы помогают оформлять приглашения эстетически, приглашаю папу, маму, бабушку и т. д., то есть тех, кто непосредственно принимает участие в воспитании ребенка. В приглашении указываю тему собрания, время, место проведения и необходимый совет, то есть, что нужно для собрания. Приглашения вручаю каждому лично в руки. Это, как я заметила, очень положительно действует и родительское собрание проходит в полном составе. Также на столе во время собрания перед каждым родителем лежит ручка, лист бумаги для необходимых записей, если кому потребуется таковые сделать и практический материал (о нем я скажу далее). Родители занимают места, на которых сидят их дети, чтобы убедится, что их ребенку здесь удобно. Если кому-то не нравиться, мы отрабатываем лучший вариант и при этом учитываем мнения остальных родителей и детей. Перед родителями на столе в папке также находятся все детские работы по изодеятельности, тетради по подготовке руки к письму, грамоте, математике и т. д. На самом первом родительском собрании я вручаю родителям «памятки», где указываю режим работы детского сада, порядок взимания за содержание ребенка, правила для родителей, пожелания и просьбы. Каждое первое сентябрьское собрание включает в себя знакомство с задачами и требованиями «Программы» к детям данного возраста. Обращаю внимание родителей на то, что программные задачи будут в основном реализовываться в детском саду, но воспитание будет успешным только тогда, когда родители будут помогать детям дома в подкреплении знаний, умений и навыков. Также на собраниях я говорю не только о педагогических проблемах, но и хозяйственно-бытовых, о нуждах группы, прошу помощи. Стараюсь выражать свои просьбы корректно, деликатно, так как знаю,что родители очень заняты. Никогда не поручаю сделать родителям то, что могу сама: чинить карандаши, приводить в порядок одежду кукол и т. д. Еще на родительских собраниях я даю иногда различные тесты по определению способности ребенка. Но никогда ни в коем случае, не собираю данные этих тестов. Ответив на вопросы анкеты-теста, родители сами для себя определят результат и потом действуют в нужном направлении. Как показали мои наблюдения, родителям это нравится, они потом обращаются за советом и сами идут на контакт. А вот когда дети впервые приходят ко мне в группу я даю такую анкету для родителей, в которой задаю вопросы, касающиеся поведения ребенка в семье, его увлечениям и т. д. Эти анкеты я забираю себе, они помогают мне в работе (анкеты и тесты см. в приложении). Как правило, в конце любого родительского собрания идет практическая часть, занимающая не более 5 минут времени – это выполнение родителями той работы, которую выполняют дети или то, что можно сделать с детьми. Например: изготовление мягкой мини-игрушки, оригами, аппликация и т. д. (см. приложение).
Вечером, когда родители забирают детей, они обычно устают после рабочего дня, нередко раздражительны, поэтому я стараюсь не задерживать их, не заставляю долго ждать в раздевалке ребенка и обязательно отдаю каждого ребенка в руки. Рассказывая о его успехах за день, никогда не жалуюсь, а если ребенок что-то совершил, стараюсь это высказать в доброжелательной форме. Если родители пришли раньше за ребенком (во время полдника, то в уголке для родителей они могут ознакомиться с тем, чем мы занимались сегодня на занятии: в специальном кармашке лежат листочки, где записано, что было на занятии, что желательно усвоить ребенку.
Или же могут познакомиться с советами для родителей, почитать газеты «Детский сад», которые лежат тут же на столе у входа в группу (все это можно взять с собой, кого интересует более подробно информация). Если родители забирают детей на участке, то обо всем я рассказываю каждому лично, но никогда не задерживаю других родителей. Все это делаю кратко, быстро, доступно. Стараюсь в присутствии других родителей хвалить ребенка, говорить об его успехах. Даже в старшей группе не все дети охотно расстаются с родителями утром, поэтому я всегда встречаю ребенка радостно: «кто к нам пришел!», или, шутя «какие люди!», «моя помощница идет!» и т. д. Не секрет, что есть родители безразличные и к своим детям, и делам воспитателя. Они всегда недовольны, в разговоре неуравновешены. С такими родителями я стараюсь быть осторожной и стараюсь всегда успокоить, расположить их к себе похвалой, вызвать интерес к жизни ребенка, систематически и последовательно доказываю, как важны теплые семейные отношения. Особые душевные качества и сострадания я проявляю к неполным семьям. Стараюсь помочь обрести душевное равновесие, обнадежить, что все впереди, что самое главное надо думать о ребенке. Особое отношение в работе я уделяю отцам. Когда видишь семью, где отец занимается детьми, то твердо убеждаешься, что в этой семье царит счастье. Поэтому в родительский комитет я предлагаю кандидатуры из семейных пар. Члены родительского комитета помогают в проведении родительских собраний (готовят краткие сообщения, в организации праздников (подарки, костюмы, в ремонте помещений детского сада, в работе по благоустройству участка и территории детского сада. Большое внимание уделяю работе с бабушками, так как они более придирчиво относятся к моей работе, любят подольше поговорить, сами дают советы. Естественно я стараюсь и им побольше уделить внимания. Объясняю им,чего я хочу от их детей (то есть родителей внуков).
Перед тем как дети идут в школу, я заранее готовлю не только детей, но и родителей, советую им больше беседовать о школе, давать более длительные поручения, приучать к самостоятельности. Так как у родителей много запросов по подготовке к школе (хотят, чтобы дети в детском саду научились читать и писать, то я эти запросы направляю в нужное русло. Учу родителей, как необходимо научить ребенка обращаться с книгой. Советую, когда и как нужно посидеть с детьми и почитать. Но самое главное -это открытое занятие в детском саду, на которое приглашаю родителей каждый квартал, но не запрещаю посетить занятие в любой другой день. Это очень подстегивает родителей, когда они видят способности своего ребенка и у них есть сравнение с другими детьми. Никогда я не говорю родителям о недостатках ребенка (они об этом и сами знают, стараюсь больше сообщать о достижениях, никогда не жалуюсь, как мне трудно с их ребенком. Тех родителей, которых трудно убедить словами, я убеждаю практически: т. е. я приглашаю их на занятия и уделяю больше внимания, чтобы мать или отец сами могли увидеть и сравнить. Большую роль в работе с родителями я считаю, играет наглядность. Это я использую. Ежедневные работы по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду выставляются на специальном стенде, полочке, тумбочке. Родители знают, в какой день и чем занимались, каких успехов достигли.
Никогда не отказываюсь от посещения семьи, если родители и дети приглашают, с удовольствием иду в гости – это гарантирует стопроцентный успех в работе и контакте с семьей. Приглашаю в гости к себе.
Раз в году у нас проходит семейная конференция. Хотя родители идут на нее по привычке как на родительское собрание. Мы с удовольствием беседуем о проблемах семьи, делимся советами. Есть среди родителей учителя и медики -это я использую для тематических бесед. Также на конференции решаются проблемы между детьми.
Все вы знаете, что охотнее всего родители посещают утренники. Это еще одна возможность ненавязчиво побеседовать родителями, решить текущие проблемы. Пока дети находятся с помощником воспитателя или подменным воспитателем, есть возможность до или после утренника с ними поговорить, обсудить что-либо.
Очень важен контакт с родителями в выпускной группе. Поэтому вместе с родителями мы начинаем подготовку к выпускному утреннику еще в начале года. Чтобы не возникло финансовых проблем в конце года, мы начинаем готовиться в сентябре: составляет с родительским комитетом план, обсуждаем со всеми на собрании и решаем, что нам нужно подготовить в течение года, чтобы устроить детям праздник.
Я всегда говорю родителям: «Уважаемые родители! Если ваш ребенок вас не слушает, если он не дисциплинирован, если вы не можете повлиять на его поведение, значит, вы потеряли свой авторитет. Авторитет можно завоевать проявлением справедливости, объективности, честности, порядочности, разумной доброты и внимания не только к ребенку, но и к другим членам семьи. Авторитет – это уважение личности, никогда не надо путать его с авторитарностью (подавление личности)».
Точно также я знаю, что если между мной и родителями нет взаимопонимания, значит, я теряю свой авторитет. Как правило, не всегда в работе с родителями бывает все гладко, как и все я не застрахована от ошибок, бывает, что я виновата, в чем-то ошибаюсь, поэтому я всегда стараюсь исправиться, извинится перед родителями, наладить отношения.
Опыт работы с родителями, будучи воспитателем группы, я постаралась перенести на работу с семьей всего детского сада и коллектива сотрудников.
На первый план в работе с семьей коллектив нашего детского сада ставит работу с родителями. Мы поддерживаем связи со своими воспитанниками, уже повзрослевшими (приглашаем их на ежегодные вечера встреч, юбилеи детского сада). Наши воспитанники приводят к нам на воспитание уже своих родившихся детей и от этого мы счастливы. Потому, что воспитание – процесс вечный и бесконечный как сама жизнь и осуществляя это благородное дело, вырабатывая у детей привычки, вкусы, формируя их личность, мы твердо помним и осознаем наши недостатки, изъяны и предохраняем от них наших детей и родителей, а значит семью и будущие поколения.
Видеоролик от 2011г. Воспитатель Кокарева Елена Алексеевна