Ольга Прохорова
Работа с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23»
Творческий проект на тему:
«ТВОРЧЕСТВО И ФАНТАЗИЯ».
Выполнила: воспитатель -
Прохорова Ольга Александровна.
Ленинградская область, Лужский район,
г. п. Толмачево
2015г.
Зачастую в бешеном ритме современной жизни мы забываем о самом главном. Нам не хватает времени на самых дорогих и любимых людей. Мы очень мало проводим с ними времени. А потом удивляемся: «Почему мы такие разные? Почему не понимаем друг друга?».
Публикация «Работа с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Детство – это уникальный период в жизни человека: происходит становление личности, формируется здоровье. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. И процесс их взаимодействия должен быть как можно более глубоким и расширенным.
Для улучшения взаимодействия меняются и формы работы с родителями. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось докладам и сообщениям, утратили своё значение из-за недостаточной обратной связи.
В настоящее время взаимодействие с родителями является одной из важнейших задач ДУ. Все шире используются новые, активные формы работы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Одной из форм вовлечения родителей в деятельность детского сада является совместное творчество. Оно формирует хорошее, доверительное отношение и приучает его сотрудничать. Участие в совместной деятельности семьи вызывает большую радость.
Проект долгосрочный.
Участники проекта: дети (3-4 года, их родители, педагог).
Цель проекта:
вовлечение родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество детей, родителей и педагогов.
Задачи:
• установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
• создание условий для творческой самореализации родителей и детей;
• способствование творческому развитию личности детей (учить видеть красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство радости от процесса труда и от достигнутых результатов);
• развитие у детей коммуникативных навыков,
• формирование уважительных взаимоотношений семьи и детского сада.
Перспективный план работы «Творческой группы» :
Вид работы
Сроки проведения
Лепим из солёного теста. Октябрь
Новогодние поделки (из картона).
Декабрь
Аппликация из бумажных салфеток.
Февраль
Аппликация из яичной скорлупы. Апрель
И, мы, взрослые, решая задачи обучения, воспитания и развития ребенка, хотим получить на выходе из детского сада ребёнка, готового отвечать новым жизненным потребностям, социально адаптированного, способного к самостоятельному творческому труду. Чтобы стать социально успешным, ребёнку важно быть готовым к сотрудничеству с другими людьми, быть способным проявлять самостоятельность, инициативу, справляться с трудностями, уметь расслабиться.
Совместное творчество объединяет детей и взрослых в общих делах, кроме того восполняет дефицит родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе; совместная деятельность снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ).
Вот уже второй год мы встречаемся на «творческой группе», где дети и родители вместе фантазируют, лепят, клеят, мастерят. Родители в такой деятельности становятся активными участниками, творя вместе с детьми, учатся понимать растущего человека.
Тема нашей первой встречи – лепка из соленого теста.
Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка. Помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры или по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, развивает наблюдательность, детскую фантазию. Когда ребенок лепит - развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи.
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Соль, мука и вода – вот и все, что надо для умелых рук и детско – родительского творчества.
Фигурки, картины, панно – все можно сделать из солёного теста. Взрослые, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. В моменты специально организованной среды взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают.
Родители осознают значимость общения с детьми, его эмоциональную сторону, что способствует построению тёплых, доверительных и, что немало важно конструктивных отношений. А так же способствует всестороннему развитию личности на начальном этапе.
Поделки из картона.
Что же нужно для того чтобы создать что-то интересное. Ну и, конечно же, вам понадобиться желание. Ведь ребёнок периодически может не понимать, что вам хочется сделать что-то так, а не иначе. Но запаситесь терпением, ведь даже в таком детском виде творчества будет отображаться именно его взгляд на жизнь, но не ваш.
Поделки из картона своими руками служат для развития творческих способностей ребенка, развивая фантазию и воображение. Для детского творчества картон и бумага самый подходящий материал по нескольким причинам. Во-первых, это нетоксичный материал, во-вторых, бумага и картон выпускаются в обширной цветовой гамме, в третьих, это разнообразная фактура - от писчей бумаги до фольгированного и гофрированного картона свои фантазии.
Когда взрослые начинают активно заниматься поделками из бумаги, им самим становиться интересно, а их увлечение переходит к детям, которые стараются подражать и пытаться делать самые сложные композиции из бумаги. Сначала бумажные поделки выполняются по картинкам и пошаговым инструкциям, но постепенно ребёнок включает свою фантазию и воплощает творческие порывы. Из бумаги можно делать разнообразные поделки. Такие поделки можно преподнести в качестве подарка близким родственникам. И ребенку радость и родным приятно. Самое главное выбирайте посильную для ребенка работу. Если малыш совсем мал, то основные этапы в изготовлении подарка делайте сами, но объясняйте ребенку, что вы делаете.
Проявляется фантазирование и творческое воображение, что необходимо для гармоничного развития мозга, что будет особенно заметно позже, например, при начале учебной деятельности.
Формируются зачатки креативности, дети мыслят самостоятельно, творчески, не по предложенным шаблонам и схемам, применяют свою логику, полученную в процессе своей работы, а не почерпнутую из книг или объяснении взрослых. Это очень важно!
Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, моторика, интеллект;
Умение фантазировать, видеть чудесное в обычном приходит не сразу его надо культивировать, холить и лелеять.
Аппликация из салфеток.
Для гармоничного развития личности ребёнка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность.
Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Аппликация бывает предметная (на лист бумаги приклеивается один предмет, состоящий из нескольких частей, сюжетная (много разных предметов, объединённых единым сюжетом) и декоративная (украшение какого-то предмета).
Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработки бумаги :
- сгибание;
- резание;
- разрывание и обрывание;
- наклеивание.
Аппликация:
• Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения;
• Разовьет конструкторское мышление – собрать целое из кусочков;
• Разовьет тактильные ощущения и моторику, лучше использовать для таких аппликаций не только бумагу, но и кусочки ткани, соломку, крупы, сухоцветы и т. д. ;
• Поможет в изучении цветов и форм;
В действительности аппликацию делать совсем не сложно, и подготовиться можно за несколько минут, а можно и в процессе занятия с ребенком.
Красивыми и очень яркими получаются поделки из бумажных шариков. Работа с бумажными комочками позволяет ребенку научиться выполнять точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.
1. Нарисуйте контур картины на листе бумаги.
2. Пускай ребёнок мелко порвет салфетки или помогите ему в этом.
3. Вместе скатайте из кусочков салфеток шарики.
4. Налейте клей ПВА в неглубокую ёмкость. Дети берут шарик из салфетки, макают в клей и накладывают на изображение, стараются приклеивать шарик к шарику. В итоге получится объемная и красивая картина.
Аппликация из яичнрй скорлупы.
«Нетрадиционные материалы» - это любые подручные средства и способы их применения, с помощью которых можно создать изображение. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка - использование в новом ракурсе предметов, которые окружают ребенка каждый день: можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки.
Что такое яичная скорлупа? «Самый обыкновенный мусор» — ответите вы. Не тут-то было!
Можно, конечно, назвать ее мусором, но из этого самого мусора можно сделать столько замечательных вещей. У украшений из яичной скорлупы масса преимуществ: во-первых, они дешевы, даже если и разобьется какая-нибудь игрушка, то горю всегда можно помочь, смастерив новую.
Для детей будет истинным удовольствием вместе с родителями мастерить оригинальные поделки. Такие занятия и детям пойдут на пользу: разовьют их творческие способности, умение что-либо делать своими руками и, соответственно, ценить чужой труд.
Получается, что самая никчемная вещь — яичная скорлупа может по-настоящему сблизить людей. Удивительно, но оказывается в жизни нет никчемных и маловажных вещей.
Очень увлекательный способ создания творческих работ — это выполнение мозаики из разноцветной яичной скорлупы. После того как на вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите. Вот и готов материал для мозаики. Теперь надо продумать рисунок, обозначить его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпать ее скорлупой. Ну а затем раскрасить. Можно долго рассказывать о вариантах совместного творчества с детьми, так как существует большое количество техник и материалов, с помощью которых можно создавать свои семейные шедевры: ровно столько, насколько богата ваша фантазия! Не отказывайте себе в удовольствии творить.
Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями.
Дети становятся более открытыми, раскрепощёнными, они начинают свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Использование разнообразных форм работы даё т определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
Используемые источники : Курс ПК «Особенности образовательной деятельности в сфере требований ФГОС дошкольного образования» ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» ; сайты дошкольного образования ; консультации методиста МДОУ «Детский сад № 23» Павлюченковой Ю. А.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М. : Логос, 2010.
2. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:
методическое руководство для работников ДОУ. – М. : Сфера, 2001.
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие / Айрис-Пресс, 2007.
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект. – М. : Сфера, 2005 год
6. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Айрис-Пресс, 2006 г.
7. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.
8. Лыкова И. А. Лепим с мамой.
9. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – Москва, 2007.