Любовь Шевченко
Работа с родителями по воспитанию навыков культуры поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Общение детей дошкольного возраста прежде всего происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется — добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?
Публикация «Работа с родителями по воспитанию навыков культуры поведения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В детском саду маленькому ребенку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима (все делать вовремя, в нужном темпе, согласованно с другими детьми); с самообслуживанием и гигиеническими требованиями (самостоятельно умываться, есть, раздеваться и одеваться и др.). Он должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.
Усваивая необходимые навыки, ребенок постепенно, в естественных ситуациях знакомится с правилами, связанными с соблюдением чистоты и опрятности, поведения за столом, с правилами общения со сверстниками.
По мере взросления ребенка расширяется и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: «Как вести себя на занятиях»; «Как вести себя на улице, в транспорте»; «Соблюдай правила пе-шехода»; «Как вести себя во время разговора со взрослыми»; «Правила вежливости» и др. Чтобы руководствоваться этими правилами, ребенку недостаточно знать их. Например, ему известно, что при встрече принято здороваться, за услугу благодарить, за нечаянно доставленное неудобство извиниться, но, очутившись в одной из подобных ситуаций, ребенок «забывает» об этом. Однако если его товарищ уклонился от подобных правил, он остро подмечает это, искренне критикует его, но не замечает, что сам поступает так же.
Важно, чтобы в семье выполнение этих же правил было обязательным.
Если родители требуют, чтобы ребенок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.
Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения, задания, игры.
Четырехлетнему ребенку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность за услугу.
— Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи Марии Павловне: «Дайте, пожалуйста.» Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи: «Спасибо». Говори четко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.
Эти же требования для ребенка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов: «Прежде чем войти к соседям, что нужно сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Мария Павловна с кем-нибудь разговаривает, как ты поступишь?»
Когда ребенок выполнит поручение, можно спросить его: «Расскажи, как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» Это побуждает его проанализировать собственное поведение.
Только убедившись в том, что ребенок знает и понимает правила, можно требовать от него соответствующих форм поведения.
Чем младше ребенок, тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослый постоянно
напоминает ему об их соблюдении: «Сейчас разденемся, аккуратно сложим свои вещи в шкаф и пойдем умываться»; «Ты помнишь, что нужно сделать перед мытьем рук, чтобы не замочить рукава?» Подсказывая, как надо поступить, он как бы программирует эти действия, предотвращая отрицательные проявления.
Дети среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они многое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высокую самостоятельность: «Надеюсь, ты был вежлив»; «Проверь, все ли ты сделал как надо»; «Посмотри на себя в зеркало, все ли у тебя в порядке».
Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вызывали в ребенке внутреннего сопротивления? Здесь важны такт и добро-желательность взрослого, учет индивидуальных особенностей детей, конкретной ситуации. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим. Полагается называть взрослых на «вы». В другом — сделать замечание: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем — воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя нехорошо. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвертом — спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вел?» Любое воздействие — приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ — должно опираться на сознание ребенка, предусматривать уважение к нему как к развивающейся личности.
Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а обычные требования иногда не доходят до них. В таких случаях необходимы игровые приемы.
Можно использовать знакомые потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г.
Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намек на неопрятность, невежливость!
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!»
Используются педагогами и такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского; «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка» А. П. Барто; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского; «Неумейка» Я. Акима и многие другие.
Хорошо воздействуют на ребенка к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети лег-ко запоминают и часто сами употребляют пословицы: «Когда я ем — я глух и нем», «Кончил дело — гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Детям среднего и старшего дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них заложено уважение к труду взрослых («Вытер ноги, убрал за собой — значит, уважаешь труд мамы»); к покою, удобству, отдыху окружающих («Нельзя громко разговаривать или играть в шумные игры там, где читают, занимаются или отдыхают, — это значит проявлять неуважение к людям») и т. д. Взрослые помогают ребенку уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе («Если ты не умеешь вести себя хорошо, то вызываешь у окружающих осуждение, тебя сочтут невоспитанным, не станут уважать»).
Дети старшего дошкольного возраста способны понять, почему, общаясь с окружающими людьми и сверстниками, они должны соблюдать общепринятые нормы поведения. Взрослые разъясняют им, что привлекать внимание окружающих неприлично; находясь на улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар встречному потоку пешеходов нельзя, потому что это доставляет людям неудобство, является признаком невоспитанности и неуважения к окружающим. Тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.
Дети воспринимают правила поведения осознанно тогда, когда взрослые конкретно обосновывают их. Можно сказать так: «На садовую скамейку становиться ногами и сыпать землю не положено». Но можно выразить эту мысль иначе: «На скамейку люди садятся отдохнуть. Надо, чтобы она была чистой, а то можно испачкать одежду».
В первом случае требования категоричны, они не вызывают у ребенка раздумий. Во втором случае — рассчитаны на их осознанность, а мотивировка связывается с удобством для других, поэтому и ответственность за собственные поступки повышается.
Для расширения представлений детей о культуре отношений между людьми рекомендуется использовать ролевые игры, такие как «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Библиотека» и др., правила и условия которых обязывают ребят проявлять такт, вежливость, умение обратиться с просьбой. По ходу игры взрослые напоминают детям, что они должны быть вежливыми, преду-предительными, иначе ни врач, ни продавец, ни библиотекарь не будет обслуживать их.
Осмыслению нравственной основы правил способствуют этические беседы, которые проводятся со старшими дошкольниками. Ребенку можно задать вопросы: «Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый что-то уронил?»; «Тебя послали к соседям одолжить соль: как бы ты обратился с просьбой?»; «Ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе. Как правильно поздороваться с ними?»
Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. И воспитатели, и родители широко используют, формируя положительное поведение ребенка, при-мер друзей. Сила примера в его наглядности и конкретности. Особенно действенен пример в со-четании со словом взрослого: «Антон поступил как гостеприимный хозяин — предложил гостю стул и вежливо предложил ему сесть». Воздействие от такого приема усиливается, если еще и подкрепляется оценкой взрослого: «Поступил хорошо»; «Это по-товарищески»; «Можно гордиться поведением Жени» и т. д.
Воспитатель рассказывает родителям, что в детском саду обычно отмечают положительное поведение не только тех детей, которые всегда ведут себя примерно, но и каждого, кто каким-либо действием, поступком заслужил это: «Коля проявил вежливость»; «Люба больше не отнимает игрушки у ребят»; «Боря сегодня поздоровался приветливо и громко, так что слышали все де-ти». Это вселяет в ребенка веру в свои возможности, в то, что он может стать примером для това-рищей.
Мнение коллектива как фактора, воздействующего на отдельного ребенка, нельзя недооценивать, но нельзя и злоупотреблять им. Уже малыши испытывают чувство неловкости и стыда за допущенный проступок, особенно если о нем рассказывают при всех. Это сильный способ воз-действия на детей, а в отдельных случаях он равен наказанию. Его можно применять лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие способы, применяемые ранее, не имели успеха. Если детский поступок часто подвергается общественному осуждению, то чувствительность ребенка невольно притупляется.
Руководя поведением детей, важно подходить к этому творчески, что проявляется в умении понимать ребенка и находить решения в выборе средств воздействия. В любом случае взрослый должен предвидеть реакцию на избираемый им метод воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить»; «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые лучше реагируют на игровые приемы, добрую шутку, потешку.
Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребенка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Однако контроль не должен быть навязчивым, с указаниями типа: «Так не полагается»; «Извинись»; «Уступи»; «Проверю, как ты себя будешь вести» и т. д. Руководство по-ведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Когда они овладеют правилами культуры поведения, то будут вести себя так, как их учили, и в отсутствии взрослого.