вера гагарина
Работа с родителями по автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями по автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние дошкольника, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Публикация «Работа с родителями по автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи протекает довольно длительно. Поэтому обучение таких дошкольников требует от педагога творческого подхода к организации коррекционного процесса, использования разнообразных наглядных средств, для привлечения внимания и поддержания интереса детей, а так же использования различных форм и методов в работе с родителями, для педагогического просвещения родителей в вопросе автоматизации звуков в домашних условиях.
В своей работе мы используем онлайн и видео-консультации для родителей, в которых мы рассказываем о этапах и приемах автоматизации поставленных звуков в речи.
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации (с-с-с – насос свистит, течет вода из крана; свистит свисток и пр.). С этой целью используются символы звуков, звуковые дорожки.
Для автоматизации звука в слогах ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са, ве…сы, бу…сы и т. д.
С этой целью используются наборы предметных картинок, таблицы из серии «Лото».
Для автоматизации звука в словах используются предметные и сюжетные картинки «Лото», «Домино» пособие «По дорожке пройди, все слова назови», «Звуковая гармошка», «Отгадай загадку», «Договори словечко» (рифмовки, чистоговорки) – с опорой на предметные картинки.
Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа. Например, ребенку предлагается самостоятельно подобрать по картинкам и правильно произнести слова, содержащие заданный звук.
(«Найди и зачеркни»; дидактическая игра «Магазин», в которой «покупатели» могут приобрести товары (картинки) только на определенный звук, правильно назвав слова).
На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном и родительном падежах. (Оса – осы, коса – косы, нос – носы, носок – много носков и т. д.). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сад – садик, сом – сомик, стол – столик и т. д.). Образование относительных прилагательных (сок из капусты – капустный, сок из абрикосов – абрикосовый). Согласование существительных с прилагательными (вкусный сок, вкусная колбаса, вкусное мясо и т. д.). Существительных с числительными (один носок, два носка, пять носков и т. д.).
Работа по автоматизации звука в предложениях проводится на материале уже отработанных на предыдущих этапах слов. Работа осуществляется путем повторения ребенком предъявляемого речевого материала либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. С этой целью могут использоваться игры «По дорожке пройди, все слова назови» с инструкцией «Придумай предложение с данным словом», «Составь предложение».
Работу по автоматизации звука в различных формах заученной речи рекомендуется начинать с проговаривания чистоговорок, небольших рифмовок, потешек, стихотворений. Поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. Далее переходят к заучиванию небольших рассказов с помощью опорных картинок.
Автоматизация звука в самостоятельной речи начинается с самостоятельного составления рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картин, пересказа текстов и других форм развития связной речи. Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи.
Так же в работе с родителями, нами активно используются мастер – классы и семинары – практикумы, на которых мы рассказываем о коррекционно – развивающих играх в домашних условиях.
Родители должны помнить, что игра в жизни ребёнка является ведущим видом деятельности. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дети проявляют огромный интерес к играм. Только при одном воспоминании об интересной игре у малышей начинают гореть глаза, и они с нетерпением ждут дальнейшего развития событий. Благодаря игре любой ребенок чувствует себя более уверенно, он не боится попробовать свои силы в разрешении каких-либо задач или вопросов. Именно здесь он сам может создавать свой мир и быть полноправным его участником.
Коррекционно - развивающие игры и игровые приёмы способствуют развитию речи детей : они пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи. В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, обобщения. Игры развивают сенсорное восприятие, так как тренируют ребенка в узнавании характерных признаков предметов. Занятия, облеченные в игровую форму, вызывают у детей положительные эмоции, которые помогают пробудить интерес к данному заданию, мобилизуют их внимание, активизируют деятельность. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительным процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Таким образом целенаправленная работа с родителями (показ открытых занятий, выступление на родительских собраниях, проведение консультаций, семинаров-практикумов) способствует развитию активного взаимодействия всех участников педагогического процесса, росту качественных показателей уровня речевого развития дошкольников с ТНР.