Наталья Петрушова
Работа с родителями. Круглый стол «Развитие слухоречевой памяти у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Развитие слухоречевой памяти у дошкольников.
Цель. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросу : «Значимость развития слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи при автоматизации поставленных звуков и при подготовке детей к школе». Научить родителей играм по развитию слухоречевой памяти и побудить их к использованию игр дома. Способствовать развитию творческой инициативности, коммуникативности и партнерского взаимодействия педагога и родителей.
Публикация «Работа с родителями, Круглый стол „Развитие слухоречевой памяти у дошкольников“» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Предварительная подготовка:
Обследование и обработка результатов по теме: «Развитие слухоречевой памяти у детей группы». Съемка роликов «Мы играем»(игры «Магазин»)
Участники: родители подготовительной группы, учитель-логопед.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: ноутбук, проектор, столы, стулья по кругу для всех участников, бланки с результатами обследования, бланк с игрой «Инопланетянин»
План проведения круглого стола:
1. Вступительная часть (Постановка проблемного вопроса)
2. Обмен опытом между родителями и педагогами ДОУ:
А)Вопросы для обсуждения
Б) Теоретическая часть.
В) Знакомство с результатами обследования детей.
Г) Просмотр роликов с играми по развитию слухоречевой памяти. Обсуждение.
Д) Проведение игры с родителями «Инопланетянин».
Е) Раздача памяток «Проведение слухоречевых игр дома»
3. Заключительная часть
Вступительная часть. Добрый день, дорогие родители. Наш сегодняшний круглый стол посвящен вопросам развития слухоречевой памяти, его главная цель — расширить ваши представления об особенностях развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с ТНР и влиянием этой памяти на школьное обучение. Сегодня мы попытаемся за небольшой отрезок времени многое узнать.
Основная часть.
Вопросы для обсуждения
Вопрос родителям: Как вы думаете, что такое слухоречевая память? В чем отличие физиологического слуха от физиологического слуха и от слухоречевой памяти? Для чего необходимо развивать слухоречевую память?.
Теория.
Львиную долю сведений дошкольник, школьник и студент получают через слуховой анализатор, попросту говоря – через уши. Часть информации будет запоминаться, сохраняться на некоторое время, длительное или краткое, а часть – просто забываться, стираться из памяти.
Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный.
Общее недоразвитие речи негативно влияет на психическую сторону развития ребенка, затрагивает память, внимание, мышление, познавательные процессы. Связано это с постоянным взаимодействием речи и высших психических функций. С одной стороны, высшие формы нервной деятельности являются психологической базой формирования речевой функции, с другой – сама речь развивает, совершенствует и изменяет психические функции
Е. А. Шитова отмечает, что у детей с общим недоразвитием речи часто выявляются нарушения слухоречевой памяти, поскольку слух играет важнейшую роль в процессе восприятия и дальнейшей передачи информации [9]. Т. И. Дубровина указывает на низкий объем слухового запоминания, быстрое забывание уже усвоенной информации, искажения при воспроизведении [3]. Слуховое запоминание относится к образному виду памяти и тесно связано с работой слухового анализатора. Главная его функция - это запоминание различных речевых и неречевых звуков. При достаточно сформированной слухоречевой памяти человек может быстро запомнить последовательность и логику явлений, событий, содержание текста, суть рассуждения и др. Слухоречевая память является своего рода базой, основой познавательных способностей человека, необходимым условием успешного обучения, приобретения опыта, новых знаний и навыков. Без достаточного уровня развития слухоречевой памяти невозможно всестороннее развитие личности
Таким образом, анализ теоретических источников подтверждает значительную вариабельность развития слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР - от грубого недоразвития до относительной нормы. Отмечаются следующие характерные особенности слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР: малый объем запоминаемой информации; сложности при припоминании слов; быстрое забывание недавно прослушанного и воспринятого материала; эхолалии, либо называние новых слов, акцентирование внимания на второстепенных деталях, не замечая главных, замены слов по принципу фонематического сходства, элизии, замены слов по смысловому признаку, при этом, допущенные ошибки при воспроизведении слов дети обычно не замечают и потому не исправляют. Доказана тесная взаимозависимость между состоянием слухоречевой памяти и уровнем речевого развития ребенка: чем тяжелее степень речевого дефекта, тем более несформированной оказывается слухоречевая память.
Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и «слуховое внимание» развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов - мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита.
Итак, развитая слуховая память - сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать при любых жизненных обстоятельствах.
Знакомство с результатами обследования детей.
-Для того чтобы знать на каком уровне развития находится слухоречевая память у вашего ребенка, было проведено обследование.
«Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия)
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет, так и для взрослых.
Методика "Запомни пару" (М. У. Колкинс)
Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Воспроизведение рассказов (С. Я. Рубинштейн)
Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.
Просмотр роликов с играми по развитию слухоречевой памяти. Обсуждение.
Игра «Магазин»
Игра «Поезд»
Игра «Снежный ком»
Проведение игры с родителями «Инопланетяне».
Игра «Инопланетяне» Внимательно прослушате описание внешности инопланетянина, мысленно представьте себе его и как можно точнее нарисуйте его портрет на листе бумаги.
Вариант 1. На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.
При сопоставлении рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность.
Раздача памяток «Проведение слухоречевых игр дома»
Заключительная часть. Подведем итог: слухоречевая память характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный. Давайте дадим нашим детям сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать им в любых жизненных обстоятельствах. А для этого необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти.