Елена Омар
Работа с родителями, как средство успешной социализации детей с нарушением зрения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Специализированные учреждения для детей с ограниченными возможностями имеют специфическое назначение. Чтобы пребывание ребенка в нем принесло ощутимую пользу, необходимо создать в нем весь комплекс условий, обеспечивающих полную социальную реабилитацию, быт, возможность получения образования, приобщения к труду, медицинскую и психологическую помощь. Названные особенности детского специализированного учреждения требуют от его коллектива гибкого, не стандартного подхода, соблюдения принципов, ориентированных на интересы и потребности детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Специальные занятия в детском саду с детьми с нарушением зрения сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.
В семье начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. Ребенок-дошкольник полностью отождествляет себя с семьей, открывая и свое собственное "я" и других людей, воспринимая мир преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей и, естественно, их ценностных ориентаций. В детском саду мы учим ребенка быть добрым, отзывчивым и др., но если в семье это не подкрепляется примерами. а часто происходит наоборот, ребенок учится жить двойными стандартами. Поэтому работа с семьей просто необходима.
К сожалению, не все родители имеют достаточные практические навыки, часть из них не готова психологически к работе с ребенком, при этом успех выполнения реабилитационной программы во многом зависит от семьи, которая должна быть исполнителем и объектом программы. Поэтому в комплексе мероприятий с детьми должны быть и мероприятия по работе с родителями, а также их специальная подготовка для выполнения необходимых реабилитационных воздействий.
Специальные занятия в детском саду с детьми с нарушением зрения сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс.
В последние годы педагоги нашего детского сада ведут 2 планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель : Создание единого образовательно – оздоровительного пространства “детский сад – семья”.
Эта работа проводится в следующих формах
• Открытые и совместные с родителями и детьми занятия
• Обучение родителей специальным коррекционным приемам необходимым для занятий в домашних условиях
• Консультации и беседы с родителями
• Открытые мероприятия, спортивные праздники, детские утренники
• Электронные средства коммуникации.
• Организация клубов, проведение конференций, выставок
Опыт показал, что наиболее эффективной формой является клуб «родитель-ребенок-педагог». Работа такого клуба может включать всевозможные формы. Назвали мы этот клуб «Навстречу друг другу»
Были выработаны ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ и план работы клуба. В ПОЛОЖЕНИИ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ были сформулированы Общие положения, регламентирующие деятельность родительского клуба и Основные цели и задачи и формы деятельности родительского клуба.
В реализации плана участвуют: психолог, логопед, педагоги, тифлопедагоги, инструктор по физо, врач офтальмолог, медсестры ортаптистки.
Перед началом работы клуба было проведено анкетирование родителей. В анкету были включены вопросы
Какие темы воспитания, обучения и оздоровления детей интересны для Вас?
Каких специалистов Вам хотелось бы послушать?
Каким опытом воспитания детей в семье Вы могли бы поделиться с родителями?
Хотели бы Вы встречаться в родительском клубе? Как часто?
Как видно из приведенных диаграмм, наибольший интерес родители проявляют к общению с дефектологами, психологом (32 %) и логопедом (29%)
В плане работы клуба определены формы организации работы с родителями : индивидуальная и групповая (малыми открытыми группами в количестве 5-7 человек).
Проведенная на начало года диагностика выявила особенности каждого ребенка, по результатам которой был составлен индивидуальный план коррекционной работы.
Согласно плану мы знакомим родителей с результатами обследования. Эта работа проводится только в индивидуальной форме.
Подгрупповая форма работы может использоваться для ознакомления со способами снятия зрительного, эмоционального и мышечного напряжения.
Проведен тренинг «Игры и упражнения для развития координации движений»
Родители знакомятся с тренажерами и с дидактическими пособиями для развития системы «глаз-рука-речь» и участвуют в изготовлении новых.
Для ознакомления с приемами развития зрительного внимания и памяти проводилось совместное с мамами занятие «Я работаю фотографом». Здесь родители познакомились с разнообразием тематики и различными уровнями сложности заданий.
В нашем клубе была организована встреча с логопедом. Родители ознакомились с использованием речевых игр, логоритмических упражнений.
Родителям были показаны виды работ для развития пространственных представлений при проведении совместного занятия «Готовимся к полету в космос».Здесь родители ознакомились также со способами сенсорного развития: дети выполняли действия по тактильному обследованию, различению на слух, определению по запаху и вкусу.
В рамках работы клуба Психолог проводит тренинги и встречи с родителями
Для развития глазомера, для усвоения понятий о длине, высоте, толщине, для совершенствования функции «глаз-рука» научили родителей использовать кубики Кюизенера и блоки Дьеныша. Было проведено занятие «Цветик-семицветик» Конспект этого занятия выложен на нашем сайте.
Родители ознакомились с пособием «Логико-малыш». Для развития глазомера, для усвоения понятий о длине, высоте, толщине, для совершенствования функции «глаз-рука» научили родителей использовать кубики Кюизенера и блоки Дьеныша
. Родители увидели достижения и ошибки своего ребенка. Были намечены пути их преодоления и способы оказания помощи.
Регулярно проводятся спортивные праздники с участием родителей проведена неделя здоровья.
Совместно воспитателями, специалистами был создан Исследовательский проект
«Очки нужны и для меня они важны».
В этом проекте содержится полезная для родителей информация, даны рекомендации, как приучить ребенка к очкам. Детям объясняется, почему так важно носить очки, как нужно ухаживать за ними и беречь.
Использование электронных форм работы также оказывается полезными в работе с родителями. На нашем сайте на странице «Родителям» выкладывается полезная информация: конспекты открытых занятий, советы и рекомендации родителям.
Модель реабилитации детей с нарушением зрения с использованием такой формы, как родительский клуб обеспечит интеграцию всех имеющихся возможностей детского сада, родителей, что в конечном итоге приведет не к приспособлению, а к самоутверждению личности ребенка, поможет установить связи в социальной сфере, скорректировать и компенсировать познавательную деятельность в условиях зрительной депривации. В результате восстанавливается социальный и психологический статус личности, создаются реальные предпосылки интеграции в общество.
https://alldef.ru/ru/articles/almanah-11
«Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности»
1. Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО
2. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина
. -- М. : Издательство МГСУ "Союз", 1998. - 326 с.