Галина Коваленко
Работа с родителями как фактор успешной адаптации ребенка к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи
• Цель:
• Создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Задачи:
• 1. Распространять педагогические знания среди родителей;
• 2. Оказать практическую помощь в воспитании детей;
Публикация «Работа с родителями как фактор успешной адаптации ребенка к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
• 3. Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.
• Ещё до прихода ребёнка в ДОУ, между детским садом и родителями появляются первые контакты, которые позволяют родителям поближе узнать наш детский сад:
• - родители посещают группы детского сада, знакомятся с педагогами, предметно-развивающей средой,
• - родители знакомятся с нормативными документами ДОУ (Устав, лицензия,
• - родители знакомятся с важными адаптационными моментами,
• - оформляется родительский договор.
• В основе работы с родителями лежит принцип сотрудничества и взаимодействия.
Родители – первые помощники и активные участники педагогического процесса, они постоянно в ведении всех направлений работы детского сада.
Важная форма взаимодействия детского сада и семьи - совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников. Мы выделяем основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:
-изучение семей детей;
-привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения;
-просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
В своей работе мы используем как традиционные формы (собрания, консультации, беседы, так и новые: "круглые столы", игровые тренинги, где происходит сближение родителей, педагогов и детей.
Основные формы работы с родителями:
1. Совместные праздники и досуги.
2. Групповые и общие родительские собрания
3. Индивидуальные и групповые консультации
4. Дни открытых дверей
5. Наглядная агитация
6. Анкетирование
Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
"Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников носит систематический плановый характер.
ДОУ стремится воспитать в детях любовь к своим родителям, близким людям.
Влияние семьи на развитие ребенка.
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям
Благополучию ребенка -способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Что могут делать родители в детском саду:
- читать детям рассказы, сказки, истории;
- приносить различные игрушки для общих игр;
- собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п. ;
- участвовать в праздниках (например, к празднику «День семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д.)
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность
Важно создать и использовать возможности для доверительного общения.
Нужно использовать различные виды деятельности и обмениваться информацией друг с другом.
Уделять время для совместных дискуссий с семьями.
Создавать разные клубы (по интересам).
Стараться внимательно слушать.
Важно вносить большое количество интересных ролей для родителей.
Советы, которые помогут активизировать участие родителей:
Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.
Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.
Помните! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.
Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
Будьте терпеливыми к ним.
Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
Поддерживайте тесные контакты.
Высказывайте свою признательность им.
Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
Поощряйте посещаемость родительских собраний.
Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
Обучайтесь навыкам сотрудничества.
Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.