Свелана Ушакова
Конспект занятия «Работа с платковыми куклами»
Цель: Обучение изготовлению и использованию платковых кукол в различных образовательных областях: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Задачи:
1. Сформировать представление о возможностях применения платковых кукол при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
2. Обучить приемам изготовления платковых кукол.
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к данной теме и желание развивать свой творческий потенциал.
Публикация «Конспект занятия „Работа с платковыми куклами“» размещена в разделах
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Раздаточный материал: отрез ткани (платок) 10 / 20 см, ножницы, нитки, бечевка и ватные диски.
Ход:
Ведущие одевают кукол.
Кукла1 : Здравствуйте гости дорогие! Зовут меня Алена. Я платковая кукла. Я творческая, целеустремленная и немного упрямая. Я не соглашалась рождаться, пока мне не выбрали имя. Я очень люблю играть с детьми в разные игры.
Кукла 2 : Здравствуйте гости дорогие! А меня зовут Забавушка. Я платковая кукла. Я энергичная, заботливая, внимательная. Знакомлю детей со здоровым образом жизни. А вообще я веселая и добрая.
Куклы идут по кругу в разные стороны, здороваемся.
Кукла 1 предлагает поиграть в игру: «Кто быстрее…».
Ведущие снимают кукол. Рефлексия. Какие у вас возникли ощущения при виде кукол и впечатления от общения с ними (Отвечают желающие 3-4 человека).
Слайд 3.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» Б. М. Теплов. Обсуждение.
Слайд 4-9.
Хотелось бы немного рассказать о куклах. Кукла — это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной, может иметь выражение лица умное или бессмысленное.
История куклы насчитывает многие тысячелетия. И я хочу вас познакомить с некоторыми куклами, как историческими, так и современными. Рассказ об истории кукол.
Слайд 10-16.
Какие бывают куклы.
Слайд 17.
Как сделать платковую куклу. Инструкция – быстрая и творческая (ведущие раздают инструкции).
Слайд 21.
Важно! Отличие платковой куклы от ростовой.
При изготовлении очень хотелось сделать кукле платье, руки, если кукла мужского пола – штаны, одежду детализировать. Но у платковой куклы есть только 2 части – голова и туловище. Нет отдельных деталей одежды, все очень схематично.
Слайд 22.
Где можно использовать платковую куклу.
Использование платковых кукол в повседневной жизни:
- для организации режимных моментов в младших группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);
- с помощью платковой куклы можно организовать развлечения, досуги;
- организация сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет как уложить куклу, накрыть стол, полечить);
- использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;
- использование куклы на прогулке, экскурсии.
Платковые куклы - яркие и зрелищные, послужат настоящим украшением любой театральной постановки, досуга детей, как яркий сюрприз любого занятия. Эти куклы - это наглядный материал, доступный метод игры, обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. Воспитывают в детях инициативность, выдержку, доброжелательность и коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т. д.).
Платковые куклы являются не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества» (Р. Б. Стеркина, которое строится на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребёнком. Платковая кукла в руках педагога поможет вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребёнка, его эмоции: интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление, нравственные (доброта, милосердие, честность, правдивость, эмпатия, соперничество, взаимопомощь, взаимовыручка, дружба и т. д., эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т. д., практические, связанные с созданием продукта, в частности платковых кукол.
Самодельная платковая кукла у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, творческое начало.
Слайд 23-30.
Из опыта работы с платковыми куклами.
Слайд 31.
Практическая часть.
Кукла 1 проводит подвижные игры.
Мастер-класс по изготовлению игрушки-оберега «Зайчик на пальчик».
Кукла 1. Тряпье, да иголка, да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Влагает в нее непонятною властью
Частицу души своей кукольный мастер.
Наверное, так же ночными часами,
Трудился, когда-то, Создатель над нами.
Рождение куклы из разного хлама
Подобно явлению миру Адама.
Кукла 2. Бывает довольно кусочка рогожки,
Чтоб вылепить тело, и ручки, и ножки.
Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-
И мир изучает пытливый зрачок.
Живёт человечек! И сквозь бесконечность
Глядит на него прекрасная Вечность.
Литература:
1. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия : Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб. : Изд-во «Музыкальная палитра», 2008
2. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду. М., 2006
3. Кудрявцев В. Т. Концептуальные основы развивающей деятельности дошкольника (программа «Тропинки»). М., 2007