Ольга Абдикаримова
Работа с одаренными детьми в системе концептуальных основ программы «Мир открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с одаренными детьми в системе
концептуальных основ программы «Мир открытий»
Абдикаримова Ольга Александровна -
педагог дополнительного образования
МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность
образоваться и развиться. А. Бебель
Публикация «Работа с одаренными детьми в системе концептуальных основ программы „Мир открытий“» размещена в разделах
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании ФГОС ДО, основная миссия которого - преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека. Данная методологическая позиция опирается на личностноориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности - уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть. В современной образовательной системе предусмотрены специальные программы и методики, которые позволяют педагогам организовать индивидуальный подход и проявить творчество в его осуществлении. Одной из таких программ является УМК вариативная образовательная программа «Мир открытий» под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.
Проявление неординарных и творческих способностей может быть замечено уже в дошкольном возрасте. Определить одаренность ребенка можно, наблюдая за его деятельностью, отношением к результатам своего творчества.
Понимание того, что одаренность не является врожденной характеристикой личности, а может получить развитие вследствие создания условий, развивающих способности ребенка, приводит к тому, что стали появляться специальные образовательные организации для одаренных детей, в которых создаются благоприятные условия для их развития. Наша задача найти иное решение - не удалять ребенка из естественной для него микросреды, а обучать и воспитывать, не вырывая из круга «нормальных» сверстников, и при этом создавать условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей. Это позволит решить ряд важнейших социально-педагогических проблем: не потерять «потенциально» одаренных, т. е. дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности выявлены рано, но и тем, у кого они проявляются на поздних возрастных этапах; создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одаренных детей, что невозможно сделать в «тепличных» условиях специальной образовательной организации; формировать у одаренных и их сверстников толерантное, позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Как определить одаренного ребенка? Выявление одаренных детей – достаточно сложный процесс, который должен учитывать множество аспектов деятельности, мотивационной сферы, эмоционального состояния ребенка. Выявление одаренности в дошкольном возрасте позволит вовремя создать для него такие условия, которые позволят развить способности ребенка более глубоко.
Принципы выявления одаренных детей результаты и процесс деятельности, поведение, взаимоотношения ребенка должны быть оценены в комплексе: должно проводиться наблюдение в различных ситуациях и в течение длительного времени; необходимо подключение к оценке одаренности ребенка специалистов; следует учитывать зону ближайшего развития при оценке одаренности.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей. Педагоги ДОУ занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, организацией кружков и студий на основе ДОУ.
Родители, как активные участники образовательного процесса, помогают предоставлять возможности получения информации своим детям (подготовка к совместным проектам, семейные посещения выставок, музеев и т. п.)
Признаки одаренности ребенка :
Одаренные дети в процессе выполнения деятельности: с быстротой и легкостью усваивают новые виды деятельности; проявляют индивидуальный стиль; имеют высокую способность к самообучению.
Мотивационная сфера одаренных детей : повышенная любознательность; ярко выраженный интерес к определенным сферам знания или деятельности; высокие требования к результатам своей деятельности; интерес к нестандартным ситуациям.
Для организации работы с одаренными детьми в детском саду, прежде всего, должны быть созданы соответствующие условия:
• материально-техническая база (ИКТ оснащение, помещение – студия с большим перечнем оборудования и материалами для творчества,
• творческий педагогический коллектив (педагоги должны знать особенности работы с одаренными детьми, уметь найти к ним подход, создать творческую благожелательную атмосферу и постоянно готовить максимум теоретического и наглядного материала по темам, интересным детям).
Программа работы с одаренными детьми может быть наполнена разнообразными видами и формами деятельности, но обычно включает несколько последовательных этапов развития.
1. Главной задачей первого этапа является погружение ребенка в деятельность, предоставление ему возможности действовать в интересном для него направлении. (Принцип деятельности, который заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей. Самое главное то, что обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.)
2. На следующем этапе необходимо расширить горизонты деятельности, показать новые возможности. (Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.)
3. Не следует забывать о том, что темпы развития ребенка индивидуальны, особенно обладающего неординарными способностями. (Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества. Именно в такой атмосфере способности каждого ребенка могут проявиться как можно полнее.)
Содержание образования, ориентированное на продуктивное развитие детской одаренности, должно строиться по модели обогащения и быть ориентировано не на изменение количественных, а на качественные параметры. Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта. Формы организации обучения как в сфере «основного», так и в сфере «дополнительного» образования должны быть более гибкими по сравнению с традиционными (проведение детьми самостоятельных учебных исследований, участие в конкурсах различного уровня, защита творческих проектов и др.). Методы и средства обучения должны максимально опираться на природную потребность ребенка в познании окружающего, а также интенсивно использовать возможности современных информационных технологий.
Основу системы работы с одаренными детьми составляет использование методов организации занятий, максимально отвечающим принципам обучения одаренных детей, к которым относятся: исследовательский; поисковый; проблемный; проективный. Эти методы позволяют раскрыть способности детей, стимулируют самостоятельную поисковую и творческую деятельность. Желательно, организовывать занятия в парах или малых группах. Это позволит развивать социализацию одаренных детей.
При создании соответствующих условий к шести годам у некоторых детей ярко проявляются признаки одаренности, особенно в творчестве. Для того чтобы добиться хороших результатов необходим регулярный анализ работы с одаренными детьми, на основе которого будут корректироваться индивидуальные маршруты и методы работы с каждым ребенком.
Литература:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.
2. Кудрявцева, Н. Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011.-№4.
3. Лыкова И. А., Буренина А. И. Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии "Цветной мир", 2012.
4. https://nsportal.ru/ Технология системно – деятельностного обучения для младших школьников.
5. https://infourok.ru/ Деятельный подход в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.