Лилия Махмутова
Деловая игра для педагогов «Работа с одаренными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5 с. Бураево» муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан
«Работа с одаренными детьми»
Выполнила: Махмутова Лилия Айдаровна
Бураево 2017
Публикация «Деловая игра для педагогов „Работа с одаренными детьми“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Одаренность - конечно, дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность - это огонь. Не гаси, поддержи его, слышишь? Одаренность - пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный - философ и шут, В общем, трудный еще ребенок.
Сегодня я приглашаю вас к такой работе, которая поможет Вам быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний.
1.«ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»
- Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения.
- Отметьте, пожалуйста, на шкале, где находится ваша точка зрения.
Одаренность встречается редко |___|
Все дети являются одаренными |___|
2."2 угла".
Сейчас я предлагаю вам встать со своих мест и выйти на середину:
-Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко, встаньте в круг вокруг красной кегли, те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему, встаньте вокруг желтой кегли.
-Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, встаньте вокруг красной кегли, те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, займите место вокруг желтой кегли.
-Те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми, встаньте вокруг красной кегли, а желающие узнать о работе с одаренными детьми больше, встаньте вокруг желтой кегли.
Мы с вами встали в один большой дружный круг. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали. Я приглашаю вас на деловую игру для того, чтобы вместе обсудить эту проблему и поделились друг с другом опытом своей работы с одаренными детьми. Я с удовольствием выслушаю ваши предложения, и мы вместе найдем ответы на поставленные вопросы.
3. Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, которые не всегда соответствуют действительности, предварительно обсудив их.
1 группа: Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется. (Оказывается, нет: кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет);
2 группа: Если ребенок показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь. (Оказывается, не всегда. Есть так называемая возрастная одаренность, когда ребенок в младших группах показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но в старших группах это опережение куда-то исчезает)
3 группа: Если ребенок неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности? (Оказывается, не всегда, но может).
4 группа: Если ребенок явно способен, то ему нужно давать больше материала и потруднее, и проблема его обучения и воспитания будет решена. (Оказывается, нет, потому что есть категория одаренных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им материал, но умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют).
4. «Пантомима».
Приглашается 5 педагогов, которые получат карточки, на которых написан вид одаренности. Ваша задача показать его в мимике и жестах, не используя слов. Остальным нужно определить, что показывает их коллега.
-музыкальная одаренность
- хореографическая одаренность
- математическая одаренность
- спортивная одаренность
-сценическая одаренность
(выделены по Савенкову А. И.)
5. нарисуем «ПОРТРЕТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА»
Положительные качества Отрицательные качества
6. Работа педагога по выявлению способных детей — сложный и тяжелый труд, так как такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, и воспитателю следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства. Не все педагоги готовы работать с одаренными детьми.
ТЕСТ на определение нестандартного педагога, умеющего обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость детей
Перед вами «Личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников». Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в воспитанниках, далее посчитайте «чётные +» и «нечётные».
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий.
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или педагогу.
Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в воспитанниках, далее посчитайте «чётные +» и «нечётные».
Ключ теста: Поднимите руку у кого чётных «+» больше…
Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
7. «Коллаж»
За 10 минут необходимо создать коллаж и отразить в нем все компоненты детской одаренности, затем рассказать о своей точке зрения.
8. Педагог- даритель
В основе слова «Одаренность» лежит «дар». Если есть дар, значит должен быть даритель? Даритель! Какое красивое слово! Даритель- это человек, который дарит, одаривает, чем- то делиться. Кто может быть дарителем? (родители, педагоги).
Если педагог- даритель, то что мы можем «подарить» ребенку, чем поделиться? Что конкретно можем сделать, чтобы поддержать развитие познавательной потребности?
Упражнение «подарок»
Сейчас вам раздам заготовки подарочных пакетов, а вы должны наполнить их «дарами», которые помогут развить способности. Рекомендую вам быть конкретными, избегать общих фраз.
Например: могу научить задавать вопросы, для этого у меня есть модели разных вопросов; научу справляться с трудностями, находить выход из проблемных ситуации, для этого собираю и постоянно пополняю копилку проблемных ситуации; стараюсь привить интерес к исследованиям: для этого изучила методику А. И. Савенков, собрала дополнительный материал, оформила подборку разных экспериментов и опытов; сама являюсь заядлым коллекционером и хочу привить интерес к этому интересному занятию детям, провела беседу с родителями, организовала слет коллекционеров в группе ит. д.)
Представление подарков
-понравился ли ваш подарок детям? Насколько полезным для него они будут?
-можно тли формировать у детей интерес к какой- нибудь деятельности, не зная ее?
Спасибо за работу, уважаемые коллеги! Пусть эти подарки станут нашим маленьким подарком и напоминанием о сегодняшнем разговоре.
Подведение итогов деловой игры
«Воспитание заключается в том, что бы умело, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысяч граней, найти ту, которая, если ее, как алмаз, шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке только его неповторимую грань - в этом искусство воспитателя»
В. А. Сухомлинский
ЖЕЛАЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ!