Елена Семенова
Интеграция УМК ООП ДО«Детство» и ИК «Мир открытий» Т. А. Сидорчук: признаки объектов окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Публикация «Интеграция УМК ООП ДО„Детство“ и ИК „Мир открытий“ Т, А, Сидорчук: признаки объектов окружающего мира» размещена в разделах
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных
образовательных учреждений и реализация закона «Об образовании в
Российской Федерации может быть обеспечена при создании в дошкольном
учреждении условий, способствующих полноценному развитию у
воспитанников таких качеств, как: любознательность, активность, интерес к
новому, неизвестному в окружающем мире, самостоятельность,
коммуникабельность, ответственность. При этом надо иметь в виду, что
содержание этих понятий в последние годы наполнилось новыми смыслами.
Сегодня для ребенка важно не только овладеть знаниями и навыками, но и
умение использовать их в своей жизни, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, разбираться в ситуациях разного типа на основе привитых норм деятельности и жизненного опыта.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
В соответствии с этими требованиями перед дошкольным образованием возникает вопрос: «Как организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребенка в учебе и жизни во всех ее проявлениях без ущерба для здоровья?» Иными словами, сегодня нужны такие прогрессивные инновационные технологии в работе с детьми, которые бы могли помочь педагогу решить поставленную перед ним задачу.
В настоящее время одной их прогрессивных инновационных форм
работы с детьми является технология ТРИЗ-РТВ-ОСМ (методический комплекс «Я познаю мир»). Ценность использования технологии ТРИЗ-РТВ-ОСМ в работе с детьми дошкольного возраста состоит в следующем:
- Технология ТРИЗ предлагает инструментарий для проблемного,
развивающего обучения. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей образовательным процессом, но и формирует умение самостоятельно проходить путь познания и освоения нового, потому что ребенок лучше всего запоминает то, что сделал сам.
- Технология ТРИЗ способствует развитию личности ребенка. В процессе
освоения методов и приемов ТРИЗ усиливается мотивационный аспект в
личностном и интеллектуальном развитии, у ребенка формируется понимание того, что «я знаю как, я могу». Дети становятся увереннее, они учатся находить выход из проблемных ситуаций, не пасовать перед трудностями и неудачами, легче адаптируются к любым жизненным обстоятельствам. Все это способствует развитию продуктивного, творческого мышления, воспитанию самостоятельности.
Технология ТРИЗ позволяет снять боязнь перед новым, неизвестным,
сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как не 140
преодолимые препятствия, а как очередные задачи, которые надо решить с
помощью алгоритма действий. В ТРИЗ ничего не берется извне, все находится в голове, просто необходимо научить ребенка логически размышлять.
Начинать эту работу необходимо как можно раньше, начиная с дошкольного
возраста, поскольку каждый ребенок изначально талантлив, но этому его нужно научить.
Работа по знакомству детей с методами и приемами ТРИЗ должна
проводиться последовательно и системно: от простого к сложному. Очень
важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи
все его компонентов. Большое внимание необходимо уделять формированию
умения видеть и использовать ресурсы для решения поставленной задачи.
Детей сначала необходимо научить разрешать противоречия, которые
окружают его повсюду.
Одним из главным требованием в ФГОС к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является формирование у детей единой картины мира. На наш взгляд, сложно решить эту задачу, без становления обобщенных мыслительных моделей, способствующих появлению у детей универсальных способов познания и отражения окружающего мира.
Какова же технологическая цепочка образовательных действий педагога для освоения детьми универсальных способов познания мира?
1 этап — усвоение «кирпичиков» – признаков объектов материального мира. В современных программах детского сада мы выявили их около 20. Ребенок усваивает первую модель: «Объект — имя признака — значение имени признака». После чувственного восприятия какого-либо значения признака вводится значок, обозначающий имя этого признака. Достаточно легко и самостоятельно даже дети со слабым уровнем развития речи научаются сравнению объектов по схематическим значкам признаков. Усвоение детьми имен признаков – первый и основной шаг в этой работе.
Схематическое изображение имен признаков : их восприятие, узнавание и применение развивает все виды мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Воспитателями нашей группы созданы пособия по именам признаков. ФОТО
При использовании схем признаков обучение ребёнка сводится не к заучиванию свойств и признаков объектов, правил и способов действия с ними, а к сообщению универсальных механизмов познания свойств и признаков объектов.
Благодаря базовой модели «Объект – имя признака – значение имени признака» достаточно легко усваиваются алгоритмы организации мышления при восприятии картин и созданию речевых продуктов детьми разного дошкольного возраста.
Мир состоит из огромного разнообразия объектов. Человек познает любой объект через набор признаков.
Признак – это характеристика объекта, та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, знаком.
Одно из основных обобщений, которое делает ребенок в дошкольном возрасте, касается имен признаков. Ребенок познает признак через изменение его значений. Например: указывая какую-либо форму, воспитатель должен говорить:- «Этот объект по форме круглый». В данном случае «ФОРМА» - имя признака, «КРУГЛЫЙ» - значение имени признака «форма». Взрослые часто пропускают имя признака в речи, предполагая, что это сам ребенок догадается, что речь идет о форме, на самом деле обобщение дети делают с трудом. Если указывать только значение имен признаков, при этом не называть само имя признака, то у ребенка существенно задерживается, а иногда не происходит в дошкольном возрасте формирование обобщенного понятия «цвет», «форма», «размер» и т. д.
Алгоритм освоения детьми имен признаков.
Педагог выбирает какое-либо имя признака ( н-р: «влажность») и не зависимо от возраста детей работает по этапам:
1этап – чувственное насыщение ребенка значениями данного имени признака. В ближайшем окружении исследуются объекты по заданному признаку. Педагог фиксирует имя признака («по влажности…») и уточняет варианты значений у объектов окружающего мира (мокрый, сухой, влажноватый, высохший, водяной, пересохший и др.). Идет обогащение словаря.
2 шаг – воспитатель задает по этому признаку вопросы объекту (Какой подоконник по влажности). Дети трогают объект руками и отвечают сами.
3 шаг – уточняется, какой «помощник умной головы» помог нам определить значения признака ( Н-р: Руки «помогают» умной голове узнать про влажность объекта).
4 шаг – вносится схема, изображающая признак (схема признака «влажность»). Сообщается, что данный значок всегда задает детям вопрос про этот признак. Значок вывешивается на пособие по именам признака.
5 шаг – дети САМИ глядя на схему задают вопрос к любому объекту. Например: «Полотенце, какое ты по влажности) и сами выясняют значение этого признака и сами отвечают («Полотенце мокрое в низу, т. к. я вытирал руки, а вверху, где оно висит, сухое»).
Длительность освоения признака зависит от возраста детей. Признак влажности в 1-2 младших группах осваивается в течение недели. Если дети старшего возраста и не знакомы со схемой признака «влажность», то педагог это делает за 2-3 дня.
В 2014 году наше образовательное учреждение заключило договор о двустороннем сотрудничестве с областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования об апробации методического комплекса «Я познаю мир». С сентября мы начали работу по данному методическому комплексу в средней группе.
В процессе освоения технологии ТРИЗ дети решают
актуальные и полезные для окружающих проблемы : кому-то помочь, выручить, улучшить. Добрые поступки служат стимулом для активной поисковой деятельности детей, дают возможность почувствовать собственную значимость для окружающих. Но самое главное, чему необходимо научить детей с помощью технологии ТРИЗ – это умение «толково», позитивно мыслить.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что
использование технологии ТРИЗ обеспечивает успешность модернизации
дошкольного образования за счет создания условий, необходимых для
создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике
дошкольного возраста.
Целевые ориентиры которые предлагают нам Федеральные государственные образовательные стандарты возможно сформировать у дошкольников припомощи технологии ТРИЗ, а в частности дидактические игры направленные на закрепления признаков объектов, которые являются прекрасным инструментом для реализации задач познавательного развития, которые отражены в ФГОС дошкольного образования.