Людмила Немцова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить уровень сформированности знаний детей о зимнем времени года
Задачи: познакомить с образованием снежинок, дать понятие, что такое «наст»; закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, геометрические фигуры и знаки; развивать мыслительную деятельность, память, речь ;воспитывать эстетическое восприятие красоты зимней природы.
Материал, оборудование: ИКТ, снежинки, музыкальное сопровождение, разрезные картинки о зиме, кружки зелёного, красного и синего цвета.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира „Зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Ход занятия.
В. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет занятие, тему,которого вы определите сами. На столе разложены элементы картинок. Я прошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону, на каждом фрагменте кружок определённого цвета. На столах лежат кружки разных цветов, выберите кружок своего цвета и подойдите к этому столу. Сложите фрагменты и посмотрите на получившиеся картинки. Подойдите к другим столам. Какое время года на всех картинках? О чём мы сегодня будем говорить?
Д. Мы будем говорить о зиме.
В. Садитесь дети на стульчики, и приготовьтесь отвечать на мои вопросы:
После какого времени года наступает зима?
Д. После осени
В. Назовите зимнее месяцы?
Д. Декабрь, январь, февраль
В. Назовите приметы зимы? 1 слайд –зимний пейзаж
Д. День становится короче, а ночь длиннее; понижается температура воздуха; Идёт снег ;реки,озёра покрываются льдом.
В. Что происходит с животными во время зимы? 2 слайд- животные зимой
Д. Зайцы меняют шубку, медведь, ёж ложатся в спячку, животным становится голодно и холодно.
В. Что происходит зимой с птицами? 3слайд –птицы
Д. Перелётные птицы улетели, зимующие перебрались поближе к жилью человека.
В. Что можно сказать об одежде людей? 4 слайд –люди в зимней одежде
Д. Люди одели шубы, тёплые куртки, валенки, меховые шапки
В. Молодцы ребята правильно ответили на мои вопросы, а теперь давайте поиграем.
Упражнение «Про что говорят?»
Ударили – морозы, бушует –ветер; замёрзли – реки, озёра; метут – метели; Хрустит – снег
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
В. Ребята, вы должны закончить предложение словом на зимнюю тему.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба всё скользят пушинки –серебристые (снежинки)
На посёлки, на лужок всё снижается (снежок)
Вот веселье для ребят –всё сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка. (Снегурка)
На снегу –то посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
Игра «Дорисуй мысленно картинку»5 слайд- круг, треугольник, крестик
В. Какие геометрические фигуры и знак вы видите?
Дорисуйте мысленно из них предметы на зимнюю тему. Ну а теперь проверим, правильно ли вы дорисовали (6 слайд-снеговик снежинка, ёлка)
Физкультминутка
В. А сейчас совершится волшебство (звучит вальсовая музыка) мы превращаемся в снежинок. Возьмите снежинки, двигайтесь в соответствии с характером музыки и словами текста.
Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки, мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили, крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.
Налетел ветерок и умчался весь снежок. (полетели и на стулья сели)
В. ребята, я вам предлагаю послушать рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки». Внимательно слушайте, я потом буду вам задавать вопросы. (слайды –картинки по рассказу)
Летят снежные пушинки.
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой. Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями. Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко –высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздухе. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Чем тише погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю. И каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи.
Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
А тут ещё пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. Она называется настом.
В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени, козы с трудом выкапывают из –под наста мох и листья, острой коркой снега себе режут ноги. Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу летит,как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
Вопросы детям:
---О каких снежных пушинках идёт речь в рассказе (о снежинках)
---Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор для описания снежинок? (цветок с шестью лепестками, звёздочка с шестью лучами, пластинка с шестью гранями)
---Почему хрустит снег под ногами?
--Что такое наст? И как он образуется?
В. Вот и подошло к концу наше занятие. Вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось занятие? Мне тоже понравилось с вами работать, спасибо, до свидание. А снежинки можете забрать себе на память.