Нина Александренко
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Перелетные птицы»
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.
Тема: «Перелетные птицы».
Группа: старшая.
Цель: закрепление знаний детей о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Развивающая: развивать коммуникативные качества, словесно-логическое мышление, артикуляционную моторику, зрительное внимание, фонематическое восприятие, координацию речи с движением.
Оздоровительная: обогащать двигательный опыт детей, развивать мелкую моторику.
Воспитательная: продолжать формировать самостоятельность, умение слушать друг друга не перебивая, воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.
Образовательная область «Познавательное развитие».
1. Обобщить представления детей о многообразии птиц.
2. Уточнить знания детей о жизни птиц.
Образовательная область «Социально-коммуникативное и речевое развитие».
1. Продолжать формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, развивать умение использовать в речи наиболее употребляемые прилагательные.
2. Развивать сообразительность в процессе отгадывания загадок.
3. Воспитывать желание заботиться о природе.
4. Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Развитие предпосылки восприятия и понимания мира природы, создание условия для самостоятельной творческой деятельности детей.
Оборудование: картинки с изображением птиц, мяч, разрезные картинки, цветной песок, баночки, трафареты птиц.
Содержание организованной деятельности детей :
Организационный момент.
(Дети входят в группу, встают около воспитателя).
Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуйте»
Воспитатель: Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
Основная часть:
Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не летят на юг, а скоро зима, некоторые из них не вынесут холодов и могут погибнуть. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучших друзей, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
Воспитатель: От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут. Для этого необходимо выполнить ряд заданий. За каждое выполненное задание мы с вами будем получать по волшебному листочку.
Задание I «Отгадать загадки».
Воспитатель: Пройдите, присаживайтесь на стулья. (Обратить внимание на осанку, ноги). Давайте отгадаем загадки
(По мере отгадывания размещает на доске птиц-магниты).
1. Видали вы его не раз –
Он скачет в двух шагах от нас:
"Чирик-чирик! Чирик-Чирик!"
Кто к этой песне не привык.
(воробей)
2. Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что — пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит.
(сорока).
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка)
5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?.
(соловей)
6. Какая мать по детям не плачет,
А всю жизнь веселится и скачет?
(кукушка)
Воспитатель: Дятел, воробей, сорока, снегирь- как одним словом назвать этих птиц?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель. Повтори Катя, Сережа, Дима, Полина….
Воспитатель: Кукушка, соловей, ласточка- это…. ?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель:- А в какое время года мы можем увидеть перелетных птиц?
Дети:
- Весной, летом и осенью.
Воспитатель:- А зимующих?
Дети: Весной, летом, осенью и зимой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым заданием и нашли листочек.
Задание II Дидактическая игра «Сложи картинку» (с подгруппой детей)
Воспитатель: А теперь подойдем к столам и посмотрим, что у нас в этих красивых, разноцветных конвертах, нужно сложить насекомое из частей и рассказать, кто у кого получился.
(Дети достают из конвертов разрезные картинки и собирают из частей целое)
Воспитатель задает детям вопросы: Кто это? Где живет? Чем питается? И т. п.
Предполагаемые ответы детей:
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»
«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»
«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»
«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»
«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились, собирайте картинки в конверты, вы еще поиграете в группе в эту игру. Вот вам еще один листочек.
Задание III. Игра «4 лишний». (с подгруппой детей)
Воспитатель: Ребята, а вот еще одно задание.
Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Ворона, воробей, голубь, ласточка (ласточка)
Дятел, кукушка, снегирь, попугай (попугай)
Ласточка, аист, дикая утка, сорока (сорока)
Синица, скворец, сова, муха (муха)
Воспитатель: И с этим заданием справились.
(Вот еще один листочек).
А теперь приглашаю поиграть еще в одну игру.
Физкультминутка: «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняют вместе)
Задание IV. Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру с мячом.
Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит предложение, а дети, получившие мяч должны закончить его.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
(Получаем листочек).
Задание V
Воспитатель: Посмотрите, у меня здесь есть заколдованные птички, они какие-то грустные, бесцветные. Для того чтобы их расколдовать, нам надо посыпать на них волшебным песком. Но где нам его взять? Вот мы с вами собрали осенние листочки, давайте на несколько минут превратимся в волшебников, положим их в сказочный ларец и скажем заклинание.
Дети выполняют работу. Насыпают песок на клейкий трафарет. Лишние песчинки (которые не приклеились на самоклеящуюся бумагу) просто стряхиваются обратно в чашу с песком (на скатерть).
Воспитатель: Какие у нас получились яркие птички. Какие они? (красивые, яркие, разноцветные)
А теперь давайте отпустим их в небо и попрощаемся с ними (приклеивают птиц на лист с изображением неба)
Воспитатель: Мы так постарались с вами Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.
«Карр-карр! Ура-ура. Спасибо, ребята, за помощь. Теперь перелетные птицы могут спокойно лететь на юг. Счастливого им пути. А вам, друзья, я приготовила подарки. Нина Сергеевна их вам раздаст»
Итог занятия
Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?
Ответы детей.
- А мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли задания.
-Молодцы, спасибо вам большое!