Елена Володченко
Занятие по формированию целостной картины мира «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию целостной картины мира
(ознакомление с природой)
с элементами художественного творчества.
Старшая группа
Тема: «Осень»
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ №29
«Лесная сказка»
Володченко Е. П.
п. Краснооктябрьский
2012
Публикация «Занятие по формированию целостной картины мира „Осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Цель: закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; создать у детей эмоциональный настрой, дать
возможность отразить свои впезатления в рисунках.
Задачи: -закрепить знания детей об очередности осенних месяцев;
-учить замечать красоту природы осенью;
-учить уметь различать, узнавать, называть деревья и плоды растущие на них; познакомить с понятием «лиственный», «хвойный», «смешанный» лес;
-развивать познавательный интерес к жизни птиц, животнных в условиях данного сезона, воспитывать бережное к ним отношение;
-закрепить представление о том, что следует одеваться по погоде;
-воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, уметь передавать в рисунке картину осени, используя нетрадиционную технику рисования «тампонирование».
Материалы и оборудование.
1. Конверт с письмом, украшенный осенними листьями.
2. Набор картинок с изображением природных явлений по временам года (зима, весна, лето, осень).
3. Макет дерева, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц.
4. Рисунки с изображением девочки и мальчика, картинки с изображением предметов одежды и обуви.
5. Картинки и изображением плодов с различных деревьев (яблоня, вишня, груша и т. д.).
6. Листы ватмана с изображением заранее приготовленного в контурном черно-белом варианте пейзажа.
7. Краски, вода, салфетки, кусочки ткани для нанесения рисунка.
8. Звукозапись П. И. Чайковский «Времена года».
Предварительная работа.
1. Наблюдение на прогулках за погодой, за сезонными изменениями в жизни растений, животных, людей. Наблюдение листопада — рассматривание и сбор листьев красивой формы и окраски.
2. Дети знакомятся с рассказами, заучивают стихи на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, познавательного развития, разучивают и поют песни на осеннюю тему на музыкальных занятиях; рассматривают иллюстрации картин, знакомящих с осенними пейзажами.
Ход занятия.
-Ребята, какое сейчас время года? (Осень).
-А какой месяц начинает осень? (Сентябрь). А после сентября? (Октябрь). А после октября (Ноябрь).
-Ребята, вы любите осень? (Любим).
-За что вы любите осень? (Осенью красиво, деревья разного цвета, много листьев на земле, можно пошуршать, поиграть ими и т. д.).
-Да, осень красивое время года. Перед тем, как расстаться со своей одеждой осень надевает самый красивый наряд- разноцветные платья из листьев, цветов, пожелтевшей травы. Послушайте вот такое стихотворение об осени :
Осень.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпоре осеннем дуб некогда зеленый,
Утешает осень : «Не жалейте лета,
Посмотрите, роща золотом одета».
(З. Федоровская)
-Вот как красиво поэт говорит об осени. Вам понравилось стихотворение? (Да).
Стук в дверь.
-Ребята, к нам пришло необычное письмо. (Дети рассматривают конверт, оклеенный осенними листочками). Далее дети вместе с воспитателем по листьям определяют и называют деревья.
-Да, в лесу растет много разных деревьев.
-А знаете ли вы, как будет называться лес, в котором растут только деревья с обычными листочками- лиственный. Есть еще деревья с особыми листьями- хвоинками (сосна, ель) -такой лес будет называться хвойным. А если в лесу растут лиственные и хвойные деревья, то такой лес называется смешанным.
-Посмотрите на конверт, из какого леса к нам пришло письмо. (Смешанного).
-Давайте же быстрее откроем конверт и прочитаем письмо. (Читают).
Здравствуйте, дорогие ребята!
На заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю, а другая половина зайцев доказывает, что еще рано, до зимы далеко. Одни показывали, что небо уже хмурое, а другие, что- трава еще зеленая. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие спорили, что осень еще далеко. Мы не знаем, что делать. Подскажите пожалуйста. Нам, ребята! Вы уже взрослые, умные, много в детском саду узнали. Объясните нам, далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу. Представьте нам убедительные доказательства. Ведь менять шубки- для зайцев дело непростое! Надеемся на вашу помощь.
Заячье собрание из пригородного леса.
Воспитатель удивляется, действительно у зайцев из пригородного леса серьезные проблемы.
-Поможем зайцам? (Да). Докажем, что осень уже давно наступила и им пора готовиться к зиме, менять свои шубки.
-Ребята, а какая погода осенью? (Холодная, пасмурная, дождливая, солнце прячется за тучами, дует холодный ветер и т. д.)
Детям предлагается набор картинок с избражением разных природных явлений по сезонам года. Дети должны отобрать картинки, относящиеся к осени, объяснить почему?
Далее воспитатель подводит детей к макету дерева, на котором находятся силуэты разных птиц.
-Мы с вами вспомнили признаки осени, поговорили о погоде, о деревьях, растениях. Поговорим о птицах.
-Скажите, строят ли сейчас птицы гнезда? (Нет). Откладывают яйца? (Нет). Подросли ли у них птенцы? (Да).
-А что еще происходит с птицами? (Улетают в теплые края, потому что им нечего есть).
-Как называются птицы, которые улетают? (Перелетные).
-Ребята, а все ли птицы улетают? (Нет). Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие).
-Давайте мы назавем и определим перелетных и зимующих птиц, сидящих на дереве.
Дети называют птиц и кладут в синюю коробку зимующих, а в красную- перелетных птиц.
-Как животные готовятся к зиме? Такие, как медведь, еж, суслик? (Они много едят, накапливают жир, впадают в спячку).
-Что делают животные, которые не впадают в спячку (Волк, заяц, лиса, белка).
Дети (Делают запасы на зиму, утепляют жилище, мех у них становится гуще и теплее, меняется цвет).
Игра «Птичка села.»
Дети становятся в круг. Каждый получает карточку с изображением плодов фруктовых деревьев (ветка яблони с яблоком и т. д). Ведущий должен посадить птичку на дерево: «Птичка села на. яблоню». На яблоне посидела и на вишню полетела и т. д. Дети поочередно сменяют друг друга в роли птички. Тот, кто не может выбрать дерево выбывает из игры.
-Ребята, мы с вами сегодня говорим об осени и видим, что с ее приходом происходят изменения в жизни растений, птиц, животных. Опадают листья. Птицы улетают в теплые края. Животные впадают в спячку, утепляют жилище, меняют шубки. А как люди спасаются от холода?Вы сегодня как оделись? (Теплые куртки, штаны, кофты, шапки, теплые ботинки и т. д).
-А вот наши новые знакомые Саша и Маша никак не могут подобрать себе вещи для прогулки. Давайте им поможем. (Дети из предложенного набора картинок подбирают нужную одежду, объясняя почему именно эту.)
-Еще в начале занятия, я вам прочитала стихотворение об осени, но не только поэты в своих стихах описывают это красивое время года, но и
художники пишут картины с изображением осенних пейзажев.
-Хотите быть художниками и написать картину с изображением осеннего пейзажа? (Хотим).
-Тогда приступим к работе. (Детям предлагается заранее подготовленный в контурном черно-белом избражении пейзаж, который они должны раскрасить в соответствии осеннему времени года).
-Молодцы, красивый у вас получился лес.
-Итак, что мы ответим нашим зайцам. Наступила осень? (Да).
-Пора им менять серые шубки на белые? (Да).
-Правильно, т. к скоро наступит зима, а к ней надо готовится заранее.