Татьяна Павловна Белоусова
«Река времени» — как форма познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Профессия почтальон»
«Река времени» — как форма познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Профессия почтальон»
Термин «Река времени» придуман Дональдом Биссетом для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так», а Короткова Н. А позаимствовала данный термин. Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
«Река времени» направлена на упорядочение временных отношений дошкольника (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи)».
Публикация «„Река времени“ — как форма познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, Тема „Профессия почтальон“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Почтальон, почта. Знакомство с профессией
- Почтальон, почта. Конспекты занятий
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
Этапы работы по "Реке времени":
• Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.
• Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.
• Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.
• Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности.
• Карта-панно, опредмечивающая метафору «Река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. (Это длинный бумажный лист размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета (во всю длину) обозначена «река времени»). Впрочем, могут быть другие варианты наглядного изображения «реки времени»
• Обсуждение реального события
• Постановка цели исследования (узнать, как было раньше и как теперь)
• Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
• Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
• Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
• Вывешивание таблицы на стене группы
• Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
«Профессия почтальон» (для старшего дошкольного возраста)
Цель: познакомить детей с профессией почтальон
Задачи:
1. Формировать умение находить отличия и сходства профессии почтальон в современной жизни и в прошлом.
2. Развивать мышление, речь (обогащать словарь новыми терминами, любознательность.
3. Воспитывать уважение к людям данной профессии,
4. Развивать интерес к истории.
Материал для занятия: панно «Река времени», письмо, иллюстрации с изображением старинной профессии и орудий труда, инструментов, картинки-символы с профессией и инструментами для наклеивания.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Педагог:
-Сегодня утром я получила письмо. А вы или ваши родители получают письма? Каким образом?
-А вы знаете, как раньше получали письма? Какие? С помощью чего?
2. Основная часть
• Игра-путешествие с использованием панно «Река времени».
Попадая в определенную эпоху от наших дней до древности, дети и педагог находят ее символическое изображение на «Реке времени», беседуют о профессии почтальона тех лет и наклеивают соответствующие изображения, а потом отправляются дальше.
• Знакомство дальше с профессией, с инструментами, орудиями данной профессии. Поиск сходств и различий прошлого с настоящим.
• Дети делятся на подгруппы, сортируют и закрепляют мелкие иллюстрации на панно «Река времени».
3. Итог
Педагог приглашает детей на «Поляну размышлений» и предлагает высказать свои впечатления от путешествия по «Реке времени», спрашивает о том, что нового и интересного узнали они во время занятия.