Лучший педагог года

Программа работы с детьми с глубокой умственной отсталостью

Людмила Трофимова
Программа работы с детьми с глубокой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Современный ребенок с глубоким умственным отставанием – это

чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми наруше-

ниями.

Множественные врожденные пороки развития у ребенка достаточно ч

асто являются причиной отказа родителей от их воспитания в семье. Почти сразу после рождения такие дети оказываются в государственных учреждениях здравоохранения или социальной защиты, где

Публикация «Программа работы с детьми с глубокой умственной отсталостью» размещена в разделах

им обеспечивается медицинский уход, но недостаточно внимания уделяется развитию и психолого-педагогическому сопровождению. В таких условиях состояние ребенка с комплексным нарушением еще более отягощается сенсорной и психической деривацией и расстройством привязанности.

Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма.

Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения. Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание, от незначительных проблем до полной потери. Особенности сенсорной интеграции, которые могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Это может выглядеть как необычное и непонятное поведение.

Принцип индивидуального подхода Учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанника должен отражаться на всех этапах оказания психолого-педагогической помощи: при постановке ее целей, при планировании необходимых для ее реализации мероприятий, технологии помощи, при оценке динамики развития ребенка и в ежедневном взаимодействии с ним. Принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций. Большая часть работы проводится не в форме занятий с заданиями, а в игровой форме. Показателем успешности работы являются изменения в реальной жизни, причем не только появление сформированного навыка, но и повышение вовлеченности ребенка в те или иные виды деятельности.

Очень большую роль в развитии таких детей играет развитие мелкой моторики рук : лепка, работа с бумагой, мозаика, работа с природным материалом, рисование. Все это развивает усидчивость, внимание, наблюдательность, познавание мира,умение вести себя в коллективе, общение со сверстниками, аккуратность….

Первый год обучения

Лепка

Моя задача научить правилам работы с пластилином. Правильному положению рук - обе руки на столе. Учит правильному движению рук пальцев в процессе работы. При лепке дети вспоминают, воображают, срабатывает зрительная память. Как выглядит тот или иной предмет, и стараются его воспроизвести.

Дети получают знания : Размять пластилин

Катать жгут шарик в руках и на доске

Разделить на равные части и не равные части

Различать цвета смешивать цвета

Вдавливать углубления на поверхности (шара,яблоко)

Сплющивать между собой (лепешки, блины, шляпки гриба)

Соединять две часть (баранки, гриб со шляпкой, снеговик)

Лепить буквы на основе жгута : А О У П Р…

Аппликация из пластилина.

Уметь в лепке исползовать правильные представления о величине и форме: при задании слепит большой и маленький шарик (мячи, яблоки, палочки). Лепить шар и делать из него блин.

Работа с бумагой

Выработка умений и навыков работы с бумагой : мять бумагу и разглаживать ее ладоней. Разрывать произвольно. Разрывать по горизантали и вертикали на полоски. отрывать не большие кусочки. Сгибать бумагу по прямым линиям и произвольно (складывать самолет, лягушка – оригами). Разгибать ее и разглаживать по месту сгиба (сгибать лист бумаги по полам). Совмещать углы и стороны.

Изготовление изделий: коллекция цветной бумаги (2-3 цвета). Книжечка (изт двух листов бумаги). Закладка.

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат,треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (выбирая по цвету, размеру или чередуя); на листе бумаги образуя определенный рисунок. Складывывание изделий состоящих из двух готовых деталей: грибок, снеговик, дом с крышей и т. д. правильно соотнося части.

Работа с мозаикой

Применяется стандартная обычная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстием. Дети должны уметь правильно обращаться с элементами мозаики: брать аккуратно тремя пальцами, поворачивать ножкой к панели, и придерживать панель другой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие в панели. Заполнение панели мозаикой одного цвета при наборе ее из массы разноцветных элементов (плотно без выкладывания рисунка).

Выкладывание прямого ряда из элементов одного цвета.

Выкладывание двух рядов параллельно из элементов двух цветов.

Выкладывание «чередующего ряда» через один элемент: красный – синий-красный-синий…

Работы с природным материалом.

Научиться аккуратно, приклеивать высушенные растения на бумагу.

Различать: лист от цветка, шишку от желудя, траву от листа….

Составление простой композиции по образцу (букет цветов, животные)

Первый год обучения

Номер

тема

часы

итог

1

Лепка (пластилин)

Знакомство с материалом

1

Жгут-колбаска

1

Деление пластилина

1

Лепка предметов из жгута

3

Смешивание цветов (двух)

2

Лепка шара

3

Лепка предметов из шариков

Снеговик

Бусы

Кисть рябины

1

2

2

Лепка предметов из колбаски и шаров (гриб)

4

Лепка букв (пропедевтика изучения грамоты) на основе жгута. А О Л П Т

5

Аппликация по образцу

5

Поделки из пластилина с расположением элементов на конкретные места (божья коровка бусы дерево снег зерно для курицы железная дорога ….)

10

40

2

мозаика

Знакомство

Выкладывание прямого ряда одного цвета

1

Выкладывание двух рядов разных рядов

2

Выкладывание чередующего ряда

2

Выкладывание по образцу

5

10

3

Работа с бумагой

Работа с бумагой и клеем

1

По горизонтали

1

На мелкие кусочки

2

Работа с геометрическими фигурами

3

Работа с оригами

5

Изготовление панно по образцу

3

Отличие цвета – панно (морковь -оранжевая, солнце - желтое, небо – голубое)

4

Объемное панно по образцу

Нарвать бумагу нужного цвета

Выложить заготовки по образцу

Зафиксировать на бумаге

3

1

1 5

Мять бумагу (маленькие и большие куски)

2

Делать аппликацию из мятой бумаги (кисть смородины, снеговик, морковка)

8

Простейшая открытка

Сложить бумагу

Выложить заранее приготовленные элементы из бумаги

Приклеить

1

1

1 3

Аппликация – овощное панно

Аппликация – саванна

Аппликация –морское дно.

6

4

Работа с природными материалами

Изучение листьев, травы, шишек ….

2

Составление простой композиции по образцу

Букет

Белка

рыбка

гусеница

5

Второй год обучения

Лепка

Задача закрепить полученные навыки работы с пластилином. Правильному положению рук- обе руки на столе. Организация рабочего стола. При работе с пластилином, для достижения поставленной задачи, дети воображают, срабатывает зрительная память, как выглядит тот или иной предмет, и стараются его воспроизвести.

При лепке с учителем на глазах у детей узнавать предметы в лепке.

Дети должны получить следующие навыки в работе с пластилином :

Размять пластилин. Катать жгут разной длинны и толщены. Отщипывать равные кусочки пластилина и скатывать их в мелкие шарики (ягоды,яички) сгибать столбики-жгуты и соединять концы (кольца, бублики).

Защипывать края формы кончиками пальцев (корзина)

Деформация. Вытягивания столбик из толстого цилиндра. Округление и заострение концов образуя формы: ствол,огурец, моркови, батон.

Лепка посуды: тарелка - из одного куска пластилина, чашка с ручкой - из двух кусков пластилина.

Буквы: А,О,У,П,М,Н,Т,Р,Л,Х.

Уметь в лепке использовать правильное представление о величине цвете форме :лепить по заданию предметы большие и маленькие толстые и тонкие (морковки) длинные и короткие (столбики). Лепить по заданию изделий и их детали из пластилина определенного цвета.

Аппликация из пластилина – объемная.

Работа с бумагой

Закрепление полученных знаний, умений и навыков работы с бумагой : мять бумагу и разглаживать ее ладоней. Разрывать произвольно. Разрывать по горизонтали и вертикали на полоски. отрывать не большие кусочки. Сгибать бумагу по прямым линиям и произвольно Составления букета фиксирование на клей к бумаге и по линии. (складывать самолет, лягушка – оригами). Разгибать ее и разглаживать по месту сгиба (сгибать лист бумаги по полам). Совмещать углы и стороны.

Изготовление изделий: коллекция цветной бумаги (6-37цвета). Закладка с аппликацией, флажок. Изготовление простых новогодних игрушек из бумаги.

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат,треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (выбирая по цвету, размеру или чередуя) и приклеивать на бумагу; на листе бумаги образуя определенный рисунок. Складывание изделий состоящих из 5-6 готовых деталей: божья коровка, львенок, дом с крышей и т. д. правильно соотнося части.

Работа с мозаикой

Повторение и закрепление умений и навыков работы с мозаикой. Дети должны уметь правильно обращаться с элементами мозаики: брать аккуратно тремя пальцами, поворачивать ножкой к панели, и придерживать панель другой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие в панели. Заполнение панели мозаикой одного цвета при наборе ее из массы разноцветных элементов (плотно без выкладывания рисунка).

Выкладывание «чередующего ряда» через один элемент: красный – синий - белый – красный - синий…

Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и расстоянию между элементами мозаики: «курочка и цыпленок»(один элемент мозаики белый другой желтый расположенный в ряд).

Работы с природным материалом.

Повторение и закрепление умений и навыков работы природными материалами.

Научиться собирать по образцу, фигурки - животных из шишек, желудей, каштанов с использования пластилина.

Составление композиции по образцу (букет цветов, животные) и приклеивать к листу бумаги клеем.

Второй год обучения

Номер

тема

часы

итог

1

лепка

Повтор пройденного

2

Лепка фигур из жгутов

Дерево

Морковь

4

2

Общипывание от большого куска

1

Из маленьких кусочков катать шарики (ягоды, яички)

4

Работа с пластикой

Цепочка из жгутов

Змея

Огурец

Батон

3

1

1

1

Лепка посуды

тарелка - из одного куска пластилина чашка с ручкой - из двух кусков пластилина

2

2

Лепка букв (пропедевтика изучения грамоты) на основе жгута Д З Ж Р В Ф Ы К

8

Лепка снеговика (большой – средний -маленький шар).Метла (большие - маленькие жгуты)

8

Объемная аппликация –по образцу.

4

41

2

мозаика

Выкладывание двух рядов разных рядов

1

Выкладывание чередующего ряда (3 цвета)

2

Выкладывание по образцу

елка

цыпленок

матрешка

земляника

вишня

1

1

1

1

1 5

3

Работа с бумагой

Складывание бумаги по линии

2

Складывание по схеме

Лягушка

Носорог

Медведь

2

2

2 6

Аппликация из цветной бумаги

Дерево (листья и ветки со стволом)

Лев (грива)

Зебра (полоска и грива)

2

2

2 6

3Д аппликация

Вишенки

Божья коровка

дерево

2

2

2 6

Аппликация плоская

Елка с игрушками (или шишками)

Петух

Ваза с цветами

2

2

2 6

Выкладывание фигур из геометрических форм по образцу и фиксирование на клей

Ящерица

Кролик

Щенок

Котенок

Рыба

5

Изготовление простых новогодних игрушек

Шишка

Елка

Шар

5

Создание открытки

1

46

4

Работа с природными материалами

Составления букета фиксирование на клей к бумаге, по образцу

Составления животных, по образцу фиксирование на клей к бумаге:

Гусеница

Рыбка

Заяц

Ежик

Мишка

8

Публикации по теме:

Адаптивная физическая культура в работе с детьми с сохранным интеллектом и умственной отсталостью Адаптивная физическая культура (далее АФК) - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности,.

Конспект игрового занятия «Что мы Родиной зовем?» для детей с умеренной умственной отсталостью Игра – занятие: «Что мы Родиной зовем?» Цели: формировать у детей интерес к устному народному творчеству, истории малой родины и страны.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с умственной отсталостью. 1 год обучения Индивидуальный образовательный маршрут 1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Виды трудностей: 1. Трудности.

Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната Вся организация коррекционно-педагогического процесса в нашем доме-интернате направлена на формирование личности особого ребенка, коррекцию.

Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью) .

Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью Актуальность темы. Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами.

Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Роль трудового воспитания в процессе коррекции психических нарушений детей с умеренной умственной отсталостью Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. От него во многом зависит, сумеет ли ребенок стать полноправным и полноценным членом.

Особенности связной устной речи учеников младшего школьного возраста с умственной отсталостью Оглавление Введение….3 Глава 1 Особенности формирования связной устной речи учеников младшего школьного возраста.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа работы с детьми с глубокой умственной отсталостью
Опубликовано: 6 января 2018 в 12:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа работы с детьми с глубокой умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Трофимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД