Таня Костюченко
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мы отмечаем, что в последнее время в логопедических группах увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные неврологические отклонения, психические расстройства, задержку психического развития (ЗПР). Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Такие дети с раннего возраста нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Но, как правило, семья, которая растит такого ребенка, сама нуждается в поддержке специалистов. Родителям бывает нелегко устанавливать контакт со своим ребенком, понять его, так как развитие детей с отклонениями происходит немного по иному пути, чем у обычных детей. Таким образом стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей в коррекционно- педагогической работе с детьми и их родителями.
Публикация «Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Практика работы с такими детьми показывает, что развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются [1]. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой является коррекционно-развивающие занятия. Учитывая это, мы, изучив литературу по этому вопросу, стали проводить цикл игровых сеансов для детей с задержкой психического развития, направленных на развитие речи, эмоционально-волевых качеств и повышения уровня социальной адаптации, созданных на основе технологии авторами Ротарь Н. В., Карцевой Т. В., 2010 г. [1]. Т. к. предлагаемые авторами конспекты игр-сеансов по коррекции эмоционально-волевой сферы совпадали с нашим тематическим планированием лишь на I разделе, поэтому со П полугодия мы, видя положительные результаты этой методики, стали разрабатывать игровые сеансы, соответствующие нашим тематическим неделям, учитывая индивидуальные особенности детей.
Цель сеансов: развитие эмоциональной сферы ребенка игровыми средствами.
Задачи:
- развивать способность понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
- корректировать психоэмоциональное состояние;
- способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
- формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;
- развивать творческое воображение и фантазию.
Принципы сеансов:
- реальных учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития; потребностей данного возраста;
- опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- обеспечение необходимого уровня сформированного психических и социальных качеств ребенка.
Содержание сеансов отвечает тенденциям современного образования, таким как:
- признание самоценности дошкольного периода;
- сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольников;
- гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса.
Структура игрового сеанса:
I. Подготовительная часть - упражнения, ритуалы приветствия и игры на сплочение.
II. Основная часть - упражнения на сознание, передачу разных эмоциональных состояний с использованием различных средств (игротерапия, динамические паузы, элементы арттерапии, психогимнастика, этюды, релаксационные техники, которые обычно сопровождаются расслабляющей музыкой; рисованием,.
III. Заключительная часть - продукт деятельности по теме занятия, упражнения на расслабление, ритуал прощания.
Психотерапевтический эффект сеансов предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности, психологический комфорт и позитивные чувства.
Развивающий эффект сеансов предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.
Воспитательный эффект сеансов предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.
Обязательными условиями проведения сеансов являются:
использование игровых методов;
смена видов деятельности;
положительная оценка личных достижений каждого ребенка.
Практика показала, что к, концу учебного года дети научились понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека, стали устанавливаться партнерские отношения друг с другом через игровую деятельность.
Опыт работы показывает, что для наиболее успешной деятельности по коррекции поведения и психического развития проблемных детей их успешной адаптации, необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям и включать их в коррекционный педагогический процесс. Учитывая запросы родителей и назревшие проблемы, в нашей группе был создан родительский клуб «Озорные звуки».
Цель клуба: создание целостной системы действий всех участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей, в которой путем личностно-ориентированного подхода, который не только бы сохранял здоровье ребёнка, но и «приумножал» его, через раскрытие внутреннего потенциала семьи будут созданы условия для более качественной реабилитации дошкольника с речевыми нарушениями.
Во время проведения мероприятий клуба родители имеют возможность получить необходимую информацию по речевому развитию своего ребенка, обсудить возникшие трудности формирования речи дошкольника и личности в целом, пообщаться друг с другом, высказаться, получить помощь.
Задачи:
- повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;
- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
- привлекать родителей к использованию здоровье сберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовку дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;
- формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;
- внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;
- переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Программа деятельности клуба разработана по трем направлениям :
1. Обучение родителей.
2. Консультирование родителей.
3. Организация и проведение утренников и праздников.
В соответствии с поставленной целью и задачами разрабатываются темы работы клуба. Например : «Сказка о веселом язычке», «Раз-два - три - четыре - пять - Вышли пальчики играть», «Играем - фонематический слух развиваем», «Путешествие в страну красивой речи». Занятия в клубе способствуют своевременному устранению речевых нарушений и предупреждению их отрицательного влияния на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
В конце года мы убедились, что работа данного клуба была необходима: у родителей повысился уровень педагогической культуры (компетентности). Родители стали уделять пристальное внимание речевой активности ребенка в повседневной жизни, стали активными участниками в совместимых с родителями мероприятиях в группе и в ДОУ, что соответствует созданию благоприятного климата в семье и в коллективе.
В этом учебном году мы планируем про-должать работу родительского клуба, где все наши встречи будут связаны с подготовкой к школе.
Библиографический список
1. Ротаръ Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития / Ротарь Н. В., Карцева Т. В. Волгоград, 2010