МААМ-картинки

Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством кубанских казачьих сказок. Самообразование

Александра Лемешева
Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством кубанских казачьих сказок. Самообразование

Муниципальное бюджетное дошкольная образовательная организация

«Детский сад № 6 «Алёнка»

Ст. Келермесской

План по самообразованию

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством Кубанских Казачьих сказок»

Воспитатель:

Лемешева А. А.

2024-2025г.

Актуальность темы:

У каждого народа – свои обычаи и традиции, в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Всем необходимо знать обычаи своего народа, так как это наши корни, наши истоки.

Публикация «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством кубанских казачьих сказок, Самообразование» размещена в разделах

Большое внимание к изучению региональной культуры уделяется в Краснодарском крае. Ряд современных нормативных документов также акцентирует внимание на необходимость формирования духовных ценностей у подрастающего поколения на основе традиций кубанского казачества, традиций народов Кубани.

Необходимо отметить, что в кубанской народной культуре заложен огромнейший воспитательный потенциал: в ней разом соединились богатырская русская удаль и раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность, веселая разухабистость, вечное стремление к прекрасному, мягкость, доброта, щедрая и талантливая мастеровитость.

Значительный воспитательный потенциал имеет кубанский фольклор. В воспитании детей дошкольного возраста наряду с кубанскими песнями, танцами, пословицами и поговорками особую роль играют кубанские сказки.

Известно, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром искусства, с миром человеческих взаимоотношений. В сказке отражается культура, быт, особые причинно-следственные связи и явления, яркое противопоставление добра и зла, доступные пониманию дошкольника, — все это в совокупности делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования духовно-нравственного развития личности ребенка. Из сказки ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.

К сожалению, в настоящее время сказка, в том числе и кубанская, заметно утратила свое познавательное или воспитательное влияние. Этому во многом способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок.

В процессе реализации регионального компонента мы обращаемся (в том числе) к кубанским сказкам и легендам, так как они таят в себе значительный нравственный потенциал, транслируют традиционные ценности.

Важно заметить, что кубанская сказка, как и другие сказки, это своеобразная генная память народа. У казаков имелось множество различных по содержанию сказок. Не случайно подавляющее большинство кубанских сказок являются казачьими: их авторами были представители казачьего населения Кубани, сказки отражали жизнь казаков. Источником сюжетов сказок служат легенды и предания. Особое место занимают сказки, посвященные исторической, героической тематике. Большое внимание в сказках уделяется воинской службе казаков, героизму, храбрости. Главным героем казачьих сказок выступает сильный, никогда не унывающий хитроумный казак, постоянно попадающий во всевозможные передряги и всегда выходящий из них победителем.

Таким образом кубанские сказки представляют собой источник силы духа, патриотизма, героизма, духовно-нравственных ценностей.

Помимо героических сказок в казачьем фольклоре много сказок на бытовые темы. Сказки рисуют бытовые картины жизни далеких предков. Из сказок мы узнаем о казачьих традициях: о месте проживания казаков; о казачьем быте; об истории мужской и женской казачьей одежды; о семейной иерархии казаков; о казачьей кухне; о казачьих праздниках; о казачьих приметах.

В этом плане следует отметить воспитательную направленность кубанских сказок: в них отражаются моральные нормы, нравственные законы, основные заповеди казачьего сообщества. В сказках большое значение предается воспитанию трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности, добру, благожелательности. Герои казачьих сказок учат различать, добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Не случайно, старшее поколение внушало детям необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце».

Кубанские сказки отличаются языком, который передает особенности казачьей речи. В них мы встречам присуще казачьему фольклору особые слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его красочным и эмоциональным: «соседи-станичники», «братья-казаки», «непогодь», «зазря», «дюже», «прохарчиться», «хочь», «из огня да в полымя», «глаголить», «любы-голубы подруги» «вот и весь сказ» «оженился», «важное учинил», «токмо» и т. п.

Необходимо отметить, что в казачьих сказках очень часто используются народные пословицы и поговорки. Например, «Жизнь прожить - не поле перейти», «Мир, хочь и худой, лучше доброй ссоры», «Белка, бывает, и то с ветки срывается», «умереть легко, а жить трудно», «Что посеешь то и пожнешь», «не острие сабли счастье ищет».

В заключении в сказке зачастую встречаются поучительные слова, которые является выражением моральных убеждений, формулируют своеобразный нравственный урок.

Цели:

Создание условий для приобщения детей к казачьей сказке как составляющей части культурного наследия казаков с целью социализации личности ребенка.

Задачи:

Воспитательные: воспитание эстетического вкуса обучающихся через их приобщение к казачьей сказке; воспитание через сказку чувства уважения у воспитанников к культурному наследию казаков;

Развивающие: Формирование и развитие у детей: интереса к кубанским сказкам; любви к малой Родине; представлений об образе жизни на Кубани в прошлом; особенностями и структурой сказок. Развитие интереса детей к казачьей сказке; развитие через сказку образного мышления воспитанников; развитие творческих способностей обучающихся;

Образовательные: приобщение детей к необыкновенному миру казачьей сказки; понятие о неповторимости и прелести сказок казаков; углубление знаний воспитанников о народной сказке.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Этапы работы по самообразованию:

1. Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь.

2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течении года.

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь – май.

4. Представление опыта работы по теме: май 2025г.

Ожидаемые результаты для детей:

1. Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки.

2. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

3. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни.

4. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

6. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.

2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками.

3. Наметить динамику во взаимоотношениях с родителями, чтобы они начали более активно принимать участие в жизни группы.

Перспективное планирование работы по самообразованию

Месяц Тема Работа с родителями Работа с детьми

Сентябрь 1. Изучение методической литературы и электронных ресурсов.

2. 1. Алмазов Б. Казачьи сказки. - СПб. : Изд. дом "Пенаты", 1996. - 270 с.

3.

4. 2. Белянин А. О. Казачьи сказки / А. О. Белянин - М. : АЛЬФА-Книга, 2005. - 323 с.

3. Гомзякова Н. Н. Педагогические взгляды кубанского казачества на патриотическое воспитание молодежи / Н. Н. Гомзякова, В. М. Коровин. - Вестник - 2006. - №.10. C 15-43.

5. 4. Громов, П. Т. Народное творчество Дона / П. Т. Громов - Ростов-на-Дону,

6. 1952. С-292 Мониторинг

-Рассматривание иллюстраций по «Казачьи сказки»

- Чтение рассказов К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Куй железо пока горячо», стихотворения Н. Некрасова «Накануне праздника».

Октябрь Показ сказки с помощью театра • -Консультация «Читаете ли вы детям казачьи сказки?»

• -Изготовление костюмов

-Выставка волшебных книг "Казачьи сказки - неиссякаемый родник народной мудрости". (Воспроизведение ранее полученных знаний).

Ноябрь Знакомство с песенным фольклором, с музыкальными инструментами. -Анкетирование: «Казачьему роду-нет перевводу»

-Музыкальное развлечение «Казачьи песни слушать, что мёд кушать»

Декабрь «Художественное творчество» рисование

«Скотный двор казака»

-Папка –передвижка «Казачьи сказки»

- Домашняя мастерская. Выставка семейного творчества «Жилище казака»

Январь Чтение казачьих сказок -Консультация: «Как знакомить детей с историей казачества»

- Рассказывание казачьей сказки «Казак и лиса»

Февраль Развлечение «Масленица красна-весна пришла» -Памятка «Казачьи праздники» - Фотоконкурс «Самый замечательный блин!»

Март Кто такие казаки? - Буклет "Казачьи сказки, как элемент духовно-нравственного и патриотического воспитания детей" Чтение и разучивание стихов, пословиц и поговорок о родном крае.

Апрель Рассматривание иллюстраций с одеждой, бытом казака. Папка-передвижка «Роль казачьих сказок в жизни ребенка». -Беседа «Казачья семья. Казачий костюм» + раскраска по теме

Май • -Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок "Герои сказок".

• -Мониторинг

Вывод. Таким образом, своеобразие казачьих сказок во многом определяет их воспитательный потенциал: в казачьих сказках, которые в большинстве случаев являются реалистичными и историчными, утверждаются такие человеческие ценности, как: патриотизм, служение государю и отечеству, соблюдение определенного кодекса чести (мужество, смелость, верность и т. п., уважение к семейным традициям, сохранение памяти о предках, забота о детях. В казачьих сказках отражается окружающий мир, особенности быта, нравов обычаев казаков.

Педагогическая эффективность сказки в духовно нравственном воспитании дошкольников очевидна. Казачьи сказки представляют особую систему сохранения и трансляции исторической памяти будущим поколениям, систему духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством кубанских казачьих сказок. Самообразование
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 12:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством кубанских казачьих сказок. Самообразование» (включая файлы) размещена пользователем Александра Лемешева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД