Александра Лемешева
Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством кубанских казачьих сказок. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольная образовательная организация
«Детский сад № 6 «Алёнка»
Ст. Келермесской
План по самообразованию
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством Кубанских Казачьих сказок»
Воспитатель :
Лемешева А. А.
2024-2025г.
Актуальность темы:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
У каждого народа – свои обычаи и традиции, в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Всем необходимо знать обычаи своего народа, так как это наши корни, наши истоки.
Большое внимание к изучению региональной культуры уделяется в Краснодарском крае. Ряд современных нормативных документов также акцентирует внимание на необходимость формирования духовных ценностей у подрастающего поколения на основе традиций кубанского казачества, традиций народов Кубани.
Необходимо отметить, что в кубанской народной культуре заложен огромнейший воспитательный потенциал : в ней разом соединились богатырская русская удаль и раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность, веселая разухабистость, вечное стремление к прекрасному, мягкость, доброта, щедрая и талантливая мастеровитость.
Значительный воспитательный потенциал имеет кубанский фольклор. В воспитании детей дошкольного возраста наряду с кубанскими песнями, танцами, пословицами и поговорками особую роль играют кубанские сказки.
Известно, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром искусства, с миром человеческих взаимоотношений. В сказке отражается культура, быт, особые причинно-следственные связи и явления, яркое противопоставление добра и зла, доступные пониманию дошкольника, — все это в совокупности делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования духовно-нравственного развития личности ребенка. Из сказки ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.
К сожалению, в настоящее время сказка, в том числе и кубанская, заметно утратила свое познавательное или воспитательное влияние. Этому во многом способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок.
В процессе реализации регионального компонента мы обращаемся (в том числе) к кубанским сказкам и легендам, так как они таят в себе значительный нравственный потенциал, транслируют традиционные ценности.
Важно заметить, что кубанская сказка, как и другие сказки, это своеобразная генная память народа. У казаков имелось множество различных по содержанию сказок. Не случайно подавляющее большинство кубанских сказок являются казачьими : их авторами были представители казачьего населения Кубани, сказки отражали жизнь казаков. Источником сюжетов сказок служат легенды и предания. Особое место занимают сказки, посвященные исторической, героической тематике. Большое внимание в сказках уделяется воинской службе казаков, героизму, храбрости. Главным героем казачьих сказок выступает сильный, никогда не унывающий хитроумный казак, постоянно попадающий во всевозможные передряги и всегда выходящий из них победителем.
Таким образом кубанские сказки представляют собой источник силы духа, патриотизма, героизма, духовно-нравственных ценностей.
Помимо героических сказок в казачьем фольклоре много сказок на бытовые темы. Сказки рисуют бытовые картины жизни далеких предков. Из сказок мы узнаем о казачьих традициях : о месте проживания казаков; о казачьем быте; об истории мужской и женской казачьей одежды; о семейной иерархии казаков; о казачьей кухне; о казачьих праздниках; о казачьих приметах.
В этом плане следует отметить воспитательную направленность кубанских сказок : в них отражаются моральные нормы, нравственные законы, основные заповеди казачьего сообщества. В сказках большое значение предается воспитанию трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности, добру, благожелательности. Герои казачьих сказок учат различать, добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Не случайно, старшее поколение внушало детям необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце».
Кубанские сказки отличаются языком, который передает особенности казачьей речи. В них мы встречам присуще казачьему фольклору особые слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его красочным и эмоциональным: «соседи-станичники», «братья-казаки», «непогодь», «зазря», «дюже», «прохарчиться», «хочь», «из огня да в полымя», «глаголить», «любы-голубы подруги» «вот и весь сказ» «оженился», «важное учинил», «токмо» и т. п.
Необходимо отметить, что в казачьих сказках очень часто используются народные пословицы и поговорки. Например, «Жизнь прожить - не поле перейти», «Мир, хочь и худой, лучше доброй ссоры», «Белка, бывает, и то с ветки срывается», «умереть легко, а жить трудно», «Что посеешь то и пожнешь», «не острие сабли счастье ищет».
В заключении в сказке зачастую встречаются поучительные слова, которые является выражением моральных убеждений, формулируют своеобразный нравственный урок.
Цели:
Создание условий для приобщения детей к казачьей сказке как составляющей части культурного наследия казаков с целью социализации личности ребенка.
Задачи:
Воспитательные : воспитание эстетического вкуса обучающихся через их приобщение к казачьей сказке; воспитание через сказку чувства уважения у воспитанников к культурному наследию казаков;
Развивающие: Формирование и развитие у детей : интереса к кубанским сказкам; любви к малой Родине; представлений об образе жизни на Кубани в прошлом; особенностями и структурой сказок. Развитие интереса детей к казачьей сказке; развитие через сказку образного мышления воспитанников; развитие творческих способностей обучающихся;
Образовательные: приобщение детей к необыкновенному миру казачьей сказки; понятие о неповторимости и прелести сказок казаков; углубление знаний воспитанников о народной сказке.
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
Этапы работы по самообразованию :
1. Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь.
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования : в течении года.
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь – май.
4. Представление опыта работы по теме: май 2025г.
Ожидаемые результаты для детей :
1. Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки.
2. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
3. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни.
4. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.
5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
6. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
Ожидаемые результаты для воспитателя :
1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками.
3. Наметить динамику во взаимоотношениях с родителями, чтобы они начали более активно принимать участие в жизни группы.
Перспективное планирование работы по самообразованию
Месяц Тема Работа с родителями Работа с детьми
Сентябрь 1. Изучение методической литературы и электронных ресурсов.
2. 1. Алмазов Б. Казачьи сказки. - СПб. : Изд. дом "Пенаты", 1996. - 270 с.
3.
4. 2. Белянин А. О. Казачьи сказки / А. О. Белянин - М. : АЛЬФА-Книга, 2005. - 323 с.
3. Гомзякова Н. Н. Педагогические взгляды кубанского казачества на патриотическое воспитание молодежи / Н. Н. Гомзякова, В. М. Коровин. - Вестник - 2006. - №.10. C 15-43.
5. 4. Громов, П. Т. Народное творчество Дона / П. Т. Громов - Ростов-на-Дону,
6. 1952. С-292 Мониторинг
-Рассматривание иллюстраций по «Казачьи сказки»
- Чтение рассказов К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Куй железо пока горячо», стихотворения Н. Некрасова «Накануне праздника».
Октябрь Показ сказки с помощью театра • -Консультация «Читаете ли вы детям казачьи сказки?»
• -Изготовление костюмов
-Выставка волшебных книг "Казачьи сказки - неиссякаемый родник народной мудрости". (Воспроизведение ранее полученных знаний).
Ноябрь Знакомство с песенным фольклором, с музыкальными инструментами. -Анкетирование: «Казачьему роду-нет перевводу»
-Музыкальное развлечение «Казачьи песни слушать, что мёд кушать»
Декабрь «Художественное творчество» рисование
«Скотный двор казака»
-Папка –передвижка «Казачьи сказки»
- Домашняя мастерская. Выставка семейного творчества «Жилище казака»
Январь Чтение казачьих сказок -Консультация : «Как знакомить детей с историей казачества»
- Рассказывание казачьей сказки «Казак и лиса»
Февраль Развлечение «Масленица красна-весна пришла» -Памятка «Казачьи праздники» - Фотоконкурс «Самый замечательный блин!»
Март Кто такие казаки? - Буклет "Казачьи сказки, как элемент духовно-нравственного и патриотического воспитания детей" Чтение и разучивание стихов, пословиц и поговорок о родном крае.
Апрель Рассматривание иллюстраций с одеждой, бытом казака. Папка-передвижка «Роль казачьих сказок в жизни ребенка». -Беседа «Казачья семья. Казачий костюм» + раскраска по теме
Май • -Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок "Герои сказок".
• -Мониторинг
Вывод. Таким образом, своеобразие казачьих сказок во многом определяет их воспитательный потенциал : в казачьих сказках, которые в большинстве случаев являются реалистичными и историчными, утверждаются такие человеческие ценности, как: патриотизм, служение государю и отечеству, соблюдение определенного кодекса чести (мужество, смелость, верность и т. п., уважение к семейным традициям, сохранение памяти о предках, забота о детях. В казачьих сказках отражается окружающий мир, особенности быта, нравов обычаев казаков.
Педагогическая эффективность сказки в духовно нравственном воспитании дошкольников очевидна. Казачьи сказки представляют особую систему сохранения и трансляции исторической памяти будущим поколениям, систему духовно-нравственного и патриотического воспитания.