Елена Савонина
Работа над проектом «Создание мини-музея в средней группе МДОУ по тематике «В мире насекомых»»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Назначение мини-музеев экологического содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.
Публикация «Работа над проектом „Создание мини-музея в средней группе МДОУ по тематике „В мире насекомых““» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Оформление групп, участков, музеи
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры- путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных словариков, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации и т. п. ;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Это могут быть логические задания по определению качественных признаков предмета, мастер-классы по лепке, оригами.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Хочется отметить, что экспонаты мини-музеев могут использоваться не только на занятиях по экологии воспитателем-экологом, но и воспитателем по изобразительной деятельности, педагогом-психологом, воспитателями на занятиях познавательного цикла и при организации игровой и экспериментальной деятельности.
Мы считаем, что создание именно мини-музеев экологического содержания, а не просто коллекций в группах, позволит педагогам: сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей; обогатит средства формирования экологической культуры дошкольников; приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики; будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы; поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.
И тогда мини-музеи экологического содержания станут неотъемлемой частью предметно-развивающей среды вашего детского сада. А ребенок будет покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
1. Создание мини – музей «В мире насекомых»
Наш детский сад МДОУ «Детский сад комбинированного вида 218» находится в городе Саратове. В Саратове располагается около 16 объектов музейного характера. Среди них самые известные : музей А. Н. Радищева, музей боевой славы, музей краеведения и т. д. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в типичном «спальном» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный мини – музей.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали ее «мини-музей».
Важная особенность этого элемента развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музея планируется использовать различные части групповых комнат : раздевалка для организации галереи работ детей, стены у входа в группу, игровая комната, детская площадка на территории детского сада. Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, было следующим: он обязательно должен вписываться в интерьер помещений группы.
Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы.
Мини-музей планируется постоянно пополнять новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
В процессе создания нашего мини - музея воспитателям детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на несколько этапов.
Подготовительный этап. В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея – «В мире насекомых», разработали его модель, выбрали место для размещения.
Практический этап. Взрослые и дети, следуя своей модели, создавали мини-музеи в группе. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем планируется, что сами дошкольники предложат, что именно они считают нужным рассказать о своем мини-музее. Желающие могут стать экскурсоводами. Воспитатели подберут материал для занятий с использованием экспонатов музея, игр, загадки по тематике музея, составят список литературы для прочтения детям, что бы дать понятие о мире насекомых.
Длительность проекта : долгосрочный. Подготовительный этап по созданию
мини – музея и начало коллекционирования экспонатов для него запланирован на май – июнь 2014-2015 учебного года, воплощение практического этапа планируется на 2015-2016 учебный год.
2. Паспорт мини – музея «В мире насекомых» на конец июня 2014-2015 уч. года
Цели и задачи мини - музея : формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки; формировать навыки исследовательской деятельности. Мини – музей в группе позволит воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты планируется использовать для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини – музея может подсказать тему для интересного разговора.
Размещение. Экспонаты размещены на полках центра «Живая природа», полке шкафа в центре группы, в клумбе детской площадке на территории нашего детского сада.
Содержание и экспонаты. При формировании музея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек и жуков, сделать гербарий из самых привлекательных, крупных цветов. Все это наносит непоправимый вред природе, а главное, формирует у ребенка потребительский подход к окружающему миру. Правда, погибшие или умершие стрекозы, бабочки и другие насекомые могут рассматриваться в качестве экспонатов, но только при условии, что дети знают о причине их гибели.
Экспонаты собирались педагогами группы, детьми с родителями. В конце учебного года воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности насекомых разных регионов России, разных стран. Экспонаты размещены в коробках, на пластиковых тарелках и снабжены этикетками. В последних указывается номер экспоната, по которому в документе «Экспонаты музея» можно посмотреть, кем был принесен экспонат, его описание. Для родителей и детей очень важно, чтобы возле принесенных ими материалов стояла их фамилия.