Ася Кузьмина
Работа с семьей по тематике зрелого родительства
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с семьей по тематике зрелого родительства
Зрелое родительство (оптимальная родительская позиция) направлено на благо ребенка и предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Многие родители считают, что материнство и отцовство это то, что они умеют изначально, и желание узнать об этом больше - значит расписаться в своей родительской некомпетентности. Поэтому тема совершенствования родительских навыков, углубление знаний в вопросах воспитания ребенка может вызывать у родителей негативную реакцию.
Публикация «Работа с семьей по тематике зрелого родительства» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Но рождение и воспитание ребенка - это и развитие для родителей: не боятся экспериментировать; вводить новые семейные традиции; делать ошибки и исправлять их, применяя новые способы воспитания и общения с ребенком; подстраиваться под новые обстоятельства жизни. Родителям важно уметь прислушиваться к себе и своему ребенку, чувствовать себя счастливым в повседневном взаимодействии с ним.
В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы. Поэтому нельзя ребенка и его развитие рассматривать изолировано от семейных традиций, норм, правил. Работа сотрудников ДОУ с концепцией родительства рассматривается как форма работы с семьей. Но специфика данной работы зависит от целостности психологического климата в семье, психологической зрелости родителей. Например, одной из причин нарушений гармоничного взаимодействия родителей и детей является неблагоприятный детский коммуникативный опыт родителя. Если, например, у родителя в детстве отсутствовал эмоциональный контакт с матерью и/или отцом, то эта установка не позволяет выросшему ребенку самому стать любящим и заботливым родителем.
Условно можно выделить три группы родителей по психологической зрелости и, соответственно, формы работы по тематике родительства:
А) зрелое родительство: нуждаются только в психологическом консультировании;
Б) зрелое родительство: нуждаются в большем участии психолога при воспитании и развитии ребенка и приобретении практического опыта зрелого родительства;
В) девиантное (отклоняющиеся от нормы) родительство: нуждаются в специализированной психологической помощи.
Поэтому работа с семьей может быть представлена в разных формах, методах, подходах:
А) Популяризация информации и профилактическая работа.
Б) Фокусная и/или длительная работа с группой родителей по определенному аспекту родительства (например, особенности проявления темперамента и учет этих особенностей в воспитании и развитии детей; содержание поручений на каждом возрастном этапе; специфика игр и упражнений для развития эмоциональной сферы дошкольника; психологическая готовность к школе и т. д.).
В) Выявление семейных диспропорций и рекомендации для обращения к специалистам.
Рассмотрим боле подробно каждый пункт:
А) Популяризация информации и профилактическая работа (родители нуждаются только в психологическом консультировании).
В рамках этого направления важное значение имеет подготовка педагогов-психологов, психологов для работы с семьями. Практика показывает, что педагоги-психологи часто не имеют возможности разместить специализированные плакаты (например, по вопросам семейного воспитания, семейных ценностей, традиций) во всех группах ДОУ, приобрести раздаточный материал хорошего качества и т. п. Иногда в структуре города (поселка) отсутствуют службы, с которыми ДОУ могло бы взаимодействовать с целью достижения необходимых профилактических результатов.
В связи с этим становится актуальным вопрос о планомерной и системной организации популяризации информации о родительстве, как психологическом феномене, а так же зрелом и девиантном родительстве.
Кроме популяризации информации, психолог в детском саду, при сотрудничестве с родителями, может участвовать в создании программ (например, «гармоничной семьи») , основанных на психологическом комфорте всех членов семьи. Участие родителей в программах сада по данному направлению (например: традиции семьи, а так же конкурсы семейных фотографий и историй) способствует включению убеждений, опыта зрелого родительства в сознательные установки родителей.
Таким образом, лучшая профилактика девиантного родительства – это целенаправленно организуемая (с четким определением средств, форм и методов) популяризация информации, которая может формировать здоровые модели семейного образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала как родителей, так и детей.
Б) Работа с группой родителей по определенному аспекту родительства (родители нуждаются в большем участии психолога и приобретении опыта зрелого родительства).
Данная работа может включать различные регулярно проводимые мастер-классы, психологические тренинги, группы встреч родителей (например «школа родительства», группы «обсуждений проблем» с психологами и педагогами, флэш-мобы (например, по прочтению книг о родительстве и применению на практике психологических методов развития и роста).
У родителей, благодаря таким формам работы, появится возможность «всмотреться» в себя и в своего ребенка. Данная работа эффективна, т. к., например, психологи могут дать рекомендации о том, как правильно выстраивать взаимоотношения с детьми; а педагоги рассказать о том, какую роль играет семья в воспитании детей. Родители, благодаря данной форме работы, осознают, что стабильность семьи зависит от характера межличностного общения, от устойчивости условий взаимодействия, как для супругов, так и для их детей.
При данном направлении работы можно использовать книги Л. Образцовой «Нестандартный характер», Ю. Гиппенрейтер «У нас разные характеры», С. Платоновой «Родительская азбука». Для тренингов и флэш-мобов возможно предложить книги с «заданиями» для родителей таких авторов, как Г. Тимошенко «Как общаться с ребенком, что бы он рос счастливым», Ю. Шевченко «Радостное взросление», А Подольский, Т. Батенева «Я не понимаю своего ребенка».
Кроме получения информации, при такой форме работы, родители могут рассказать о своих трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания, и вместе со специалистами сделать первые шаги к их преодолению.
В) Выявление семейных диспропорций и рекомендации для обращения к специалистам (родители, нуждающиеся в специализированной психологической помощи).
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию дошкольного психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (внешний психолог).
Работники ДОУ, при выявлении нарушений родительства (например, агрессия родителей, хронические запугивания ребенка) или трудной семейной жизненной ситуации (например, утрата близких) могут порекомендовать семье обратиться к узким специалистам для получения специализированной помощи.
Психолог, при консультации семьи с девиантным родительством или находящейся в трудной жизненной ситуации, может помочь членам семьи научиться говорить на языке, понятном каждому из участников. Процесс работы с семьей будет сфокусирован на сложном комплексе конфликтов, тревог, идеалов, отношений родительства, где определяется конкретная проблема в родительско-детских взаимоотношениях, возникшая в результате конфликтов и приводящая к разногласиям в семье. Психолог, в данном случае, может быть не только источником опыта, информации по зрелому родительству, но и служить примером, предлагая образцы мотивировок, ценностей, поведения для родителей.