Ирина Зиганова
Приложение к схеме обследования ребенка с нарушением речи в условия логопедического пункта МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации к проведению логопедического обследования.
При сборе сведений о ребенке уточнить особенности раннего развития ребенка по явление речи, уровень развития психомоторных функций. Особенности поведения ребенка дома, чем любит занимается ребенок в свободное время, как общается с другими членами семьи. Отметить, что беспокоит родителей.
1. Оценка общего развития ребенка.
• При оценке состояния общей осведомленности предлагается назвать
Публикация «Приложение к схеме обследования ребенка с нарушением речи в условия логопедического пункта МДОУ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
паспортные данные, уточнить временные представления;
• Оценить сформированность счетных навыков;
• Оценить сформированность основных сенсорных эталонов;
• Оценить уровень наглядно-образного мышления (составление разрезной картинки (из 4-6 частей);
• Оценить уровень вербально-логического мышления (игра «4 лишний»);
Отмечается: Сформированность счетных операций, знание основных цветов, какие приемы использует при складывании разрезной картинки (беспорядочные действия, пробы, зрительное соотнесение, уровень процессов обобщения и способность ребенка выделить существенные признаки предметов.
2. Исследование анатомического строения органов артикуляции и артикуляционной моторики.
При исследовании анатомического строения органов артикуляции и состояния артикуляционной моторики проводиться при выполнении следующих движений:
• для губ - «улыбочка», «трубочка»;
• для языка – «лопаточка», «иголочка», «парус», «чашечка»;
• для нижней челюсти – открыть рот, закрыть рот, попеременно открыть – закрыть, подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;
• для мягкого неба – покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе, произнести звук «а» с широко открытым ртом;
• переключение движений – «улыбочка» - «трубочка», «часики», «качели», «лошадка»;
Отмечается: отмечается наличие аномалий в строении; удержание заданной позы, переключаем ость, точность движения, объем выполняемых движений.
3. Исследование просодических компонентов речи
При исследовании просодических компонентов речи отмечаются:
• характеристики голоса (громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий);
• темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); паузация (правильность расстановки пауз).
• дыхательной функции: характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное, верхнеключичное)
• характер выдоха (соответствует кол-ву слов во фразе, укороченный, быстрый); характер вдоха (норма, укороченный, слишком глубокий, во время речи);
• ритм (норма, аритмия);
• темп (норма, укороченный, замедленный).
4. Состояние звукопроизношения
При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения (отсутствие, замена на другие звуки, искажение)
5. Исследование состояния звукослоговой структуры слова
При исследовании слоговой структуры слова ребенку предлагаются слова сложной слоговой структуры.
Отмечается характер искажения, сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков, уподобление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.
6. Исследование фонематических функций
При исследовании фонематических функций отмечается:
а) слухо-произносительная дифференциация звуков:
• не смешиваемых в произношении (на материале слов – квазиомонимов типа почка-бочка;
• смешиваемых в произношении (на материале картинок слов - квазиомонимов типа мишка- миска);
б) способность к фонематическому анализу и синтезу:
• при выделении ударного гласного в начале;
• при определении первого, последнего согласного звука в слове;
• при определении последовательности и кол-ва звуков в слове;
Отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков; способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза; уровень развития фонематических представлений.
7. Исследование состояния лексики
а) для изучения состояния номинативного словаря детям предлагается назвать предметы по лексическим темам, основные обобщающие понятия.
в) для изучения атрибутивного словаря прилагательных предлагается:
• называние качеств предметов (типа береза стройная, высокая, кудрявая)
• подбор слов – антонимов
б) для изучения состояния предикативного словаря предлагается:
• назвать действия по картинкам (типа утка – крякает, петух - кукарекает; нож режет, пила - пилит)
• называние действий людей разных профессий (типа учитель учит)
Отмечается объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.
8. Исследование грамматического строя речи
При исследовании состояния грамматического строя речи предлагаются следующие задания:
а) словоизменение:
• употребление имен существительных в косвенных падежах;
• употребление формы родительного падежа имен существительных («Много чего?»)
б) словообразование:
• образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
• образование названий детенышей животных;
• образование прилагательных от существительных (относительные прилагательные)
• образование притяжательных прилагательных;
Отмечается: особенности словоизменения и словообразования, характер затруднений при выполнении заданий, наличие и характер аграмматизмов.
9. Исследование состояния связной речи
При изучении состояния связной речи предлагают следующие задания:
• составление рассказа по серии сюжетных картинок
• пересказ текста
Отмечается: Самостоятельность связного высказывания, логика изложения, пропуск смысловых звеньев, характер употребляемых синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов,