Ирина Рябикова
Рабочая программа воспитателя (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 2 младшей группы разработанная в соответствии с ООП ДО и с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Авторы : Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева.
Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы разработана в соответствии с ООП МКДОУ детского сада № 430 комбинированного вида, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Публикация «Рабочая программа воспитателя (вторая младшая группа)» размещена в разделах
Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы :
• О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Я, ты, мы. Социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет»
• Н. Ф Губанова «Игровая деятельность в детском саду»
• О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
• О. С. Ушакова "Программа развития речи дошкольников"
• В. Н. Новикова «Математика в детском саду»
• С. Н. Николаева «Юный эколог»
• О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир»
• Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина "Основы безопасности детей дошкольного возраста»
• Малышева «Аппликация в детском саду»
• Н. С. Голицина
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка
• Закон РФ «Об образовании».
• Типовое положение о ДОУ.
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 2 младшей группы
В младшей группе ---детей. Из них ---девочек,---мальчиков. Все дети группы владеют первыми навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать сказки, заучивать стихотворения А. Барто.
В игровой деятельности дети дружелюбны, умеют играть коллективно, в паре, легко делятся игрушками с товарищами.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. ___% детей знают цвета.
Возрастные особенности детей 3-4 лет (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 86).
Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (___ %, из неполных (___ %) и многодетных (___ %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___ %) и средним профессиональным (___%) образованием.
Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы : русские, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Сибири. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Моя малая Родина» 1 раз в неделю.
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ :
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию младших дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Приоритетное направление деятельности: Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т. д.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
МКДОУ работает в условиях полного 12 часового рабочего дня :
-соотношение обязательной части Программы и части формируемой участниками образовательных отношений;
-группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели.
Планируемые результаты освоения Программы :
Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации Программы.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
самостоятельность в разных видах деятельности.
- ребенок приучен к опрятности, владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания;
- владеет соответствующими возрасту основными движениями, сформирована потребность в двигательной активности, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности;
- ребенок отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся ближайшего окружения, использует все части речи, простые предложения с однородными членами;
- ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет и называет цвет, форму, материал, знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей, проявляет бережное отношение к природе;
- у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
- проявляет любознательность, стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям, умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью;
- имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол, называет членов своей семьи, их имена;
- проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм, любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Промежуточные результаты: используем мониторинги (проводятся два раза в год – октябрь, май, диагностики (наблюдения, беседа, эксперимент).
II. Содержательный раздел
Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной недели
Вторая младшая группа, 2015/2016 учебный год
Базовая образовательная область Периодичность
Познание [Познавательно исследовательская и продуктивная
(конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира) 1
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. 1
Коммуникация. Чтение художественной литературы
1
Художественное творчество
Рисование
Лепка
Аппликация
1
0,5
0,5
Физическая культура 3
Музыка 2
Общее количество 10
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Базовая образовательная область Периодичность
Утренняя гимнастика ежедневно
Комплексы закаливающих процедур ежедневно
Гигиенические процедуры ежедневно
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно
Чтение художественной литературы ежедневно
Прогулки ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Игра ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно
Сетка организованной образовательной деятельности
Вторая младшая группа, 2015/2016 учебный год
Понедельник
1. Познание. (ФЦКМ) 9.00 – 9.15
2. Художественное творчество. (Лепка/Аппликация) 9.25 – 9.40
Вторник
1. Познание. (ФЭМП, конструирование) 9.00 – 9.15
2. Физическая культура 9.25 – 9.40
Среда
1. Коммуникация. (Развитие речи) 9.00 – 9.15
2. Музыка 9.25 – 9.40
Четверг
1. Коммуникация. (Чтение художественной литературы) 9.00 – 9.15
2. Музыка 9.25 – 9.40
3. Физическая культура (2 половина дня, на прогулке) 16.15 – 16.30
Пятница
1. Художественное творчество. (Рисование) 9.00 – 9.15
2. Физическая культура 9.25 – 9.40
Учебный план реализации ООП ДО во 2 младшей группепо примерной ООП ДО «От рождения до школы» :
1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 45 мин. (3 НОД). (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 94-99).
2) Познавательное развитие - Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин. (2 НОД) (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 106-108).
3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 15 мин. (1 НОД) .(см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 108-110).
4) Социально-коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0.5 НОД). (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 99-104).
б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 15-20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .
в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.
5) Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в 30 мин. (2 НОД). (см. примерная ООП ДО ДОУ «От рождения до школы» стр. 113-117).
б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 15 мин. (1 НОД) .
в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 30 мин. (2 НОД) .
6) Вариативная часть - парциальные программы :
• О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Я, ты, мы. Социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет»
• Н. Ф Губанова «Игровая деятельность в детском саду»
• О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
• О. С. Ушакова "Программа развития речи дошкольников"
• В. Н. Новикова «Математика в детском саду»
• С. Н. Николаева «Юный эколог»
• О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир»
• Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина "Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Перспективный план по национально-региональному компоненту.
№ Дата Тема Литература
1. 10.09 Безопасное поведение на улице. Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 127
2. 24.09 Дорожные знаки Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 117
3. 3.10 В природе все взаимосвязано.
Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 15
4. 17.10 Фрукты и овощи Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр. 22
5. 13.11 Что мы делаем, когда едим? Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 89
6. 27.11 Что растет в лесу? Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр. 29
7. 11.12 Взаимосвязь и взаимодействие в природе
Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 70
8. 26.12 Как узнать ель Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр. 49
9. 15.01 Какой снег и сколько его на участке? Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр. 67
10. 19.01 Одежда и здоровье Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 113
11. 28.01 Путешествие по зимнему лесу Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр. 74
12. 5.02 Контакты с животными. Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 83
13. 12.03 Все цветы разные Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр. 7
14. 18.03 Где обедал воробей? Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр. 91
15. 26.03 Весна в лесу Николаева С. Н. «Юный эколог» Стр. 110
16. 14.05 Съедобные ягоды и ядовитые растения Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 79
17. 20.05 Сбор грибов Стеркина Р. Б. «ЗОЖ» Стр. 81
Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности
№п/п Дата Непосредственная образовательная
деятельность. Тема Литература Примечания
(Итоговые мероприятия)
СЕНТЯБРЬ
1-я неделя
1. 4.09. Познание (ФЦКМ)
Художественное творчество (лепка) • До свидания лето, здравствуй детский сад!
• Знакомство
с пластилином Конспекты комплексно – тематических занятий Интегрированный подход
Н. С. Голицина
Стр. 12-13
2. 6.09 Познание (ФЭМП)
Коммуникация (конструирование)
Физкультура • Подберем куклам ленточки и пройдем по разным дорожкам.
• Кубик на кубик – будет башенка
Комплексные занятия по программе Новиковой,
Конспекты комплексно – тематических занятий Интегрированный подход
Н. С. Голицина
Стр. 8-9, 9-10
3. 10.09 Коммуникация (развитие речи)
Музыка • Вспомним сказки
• Музыкальная ритмика Конспекты комплексно – тематических занятий Интегрированный подход
Н. С. Голицина
Стр. 10-11,
Ушакова
4. 12.09 Чтение художественной литературы.
Музыка.
Физкультура. • А. Барто «Игрушки» - чтение
• Колыбельная песня
• Подвижные игры Конспекты комплексно – тематических занятий Интегрированный подход
Н. С. Голицина
Стр. 7-8
5. 14.09 Художественное творчество
(рисование)
Физкультура • Знакомство с карандашами и бумагой
• Общеразвивающие упражнения «Солнышко» Конспекты комплексно – тематических занятий Интегрированный подход
Н. С. Голицина
Стр. 12
2-я неделя
6. 18.09 Познание (ФЦКМ)
Художественное творчество
(аппликация) • Вот и осень на дворе
• Оденем березку в осенний наряд Конспекты комплексно – тематических занятий Интегрированный подход
Н. С. Голицина с. 59-60
А. Н. Малышева с. 7-8
7. 20.09 Познание (ФЭМП)
Коммуникация (конструирование)
Физкультура • Как мы гуляли
• Игра «Подбери клубочек» Комплексные занятия по программе Голициной
Стр. 60-61
8. 24.09 Коммуникация (развитие речи)
Музыка • Стихи об осени
• Ритмические движения с листочками
Комплексные занятия по программе Ушаковой
Голициной
Стр. 61-64
9. 26.09 Чтение художественной литературы.
Музыка.
Физкультура. • Чтение А. Плещеев «Осень наступила»
• Музыкальная игра «Угадай, что звучит?»,
• Песенка «Дождик»
• Игра «Жмурки» Комплексные занятия по программе Голициной
Стр. 59-60
10. 28.09 Художественное творчество
(рисование)
Физкультура • Листья желтые летят, скоро голым будет сад
• Общеразвивающие упражнения «Дождик» Комплексные занятия по программе Н. С. Голицина
Стр. 64
3–я неделя
11. 2.10 Познание (ФЦКМ)
Художественное творчество
(лепка) • «Овощи»
• По рус. нар. песенке «Огуречик, огуречик» Комплексные занятия по программе Голициной
Стр. 65-66, 69
12. 4.10 Познание (ФЭМП)
Коммуникация
(аппликация)
Физкультура • Путешествие в зоопарк.
• Собираем урожай
• Игра «Поезд» Комплексные занятия по программе Новиковой с.
Малышева стр. 34-35
13. 8.10 Коммуникация (развитие речи)
Музыка • Пересказ рнс «Репка»
• Урожай собирай Комплексные занятия по программе
Голициной стр. 67- 68
О. С. Ушаковой
Стр.
14. 10.10 Чтение художественной литературы.
Музыка.
Физкультура. • Чтение: «Репка» (рнс)
• Игровое упражнение «Ладушки»
• Хоровод «Урожайная»
• Игра «Попади в цель» Комплексные занятия по программе
Стр.
15. 12.10 Художественное творчество
(рисование)
Физкультура • Соберем овощи в мешочек
• Общеразвивающие упражнения «Шарики» Комплексные занятия по программе Голициной
Стр. 68-69
4-я неделя
16. 16.10 Познание (ФЦКМ)
Художественное творчество
(аппликация) • Игрушки в нашей комнате
• Мячики катятся по дорожке Комплексные занятия по программе Н. С. Голициной Стр.
А. Н. Малышевой Стр.
17. 18.10 Познание (ФЭМП)
Коммуникация (конструирование)
Физкультура • Цветочки
• Игра «Ромашки» Комплексные занятия по программе В. И. Новиковой
Голициной
Стр.
18. 22.10 Коммуникация (развитие речи)
Музыка • ЗКР: звук (о)
• Танцевальная игра «Волшебные платочки) Комплексные занятия по программе О. С. Ушаковой
Стр.
19. 24.10 Чтение художественной литературы. Музыка. Физкультура. • Чтение А. Барто «Игрушки»
• Образно-игровые упражнения под музыку
• Игра «Кто первый» Комплексные занятия по программе
Стр. Праздник Осени
20. 26.10 Художественное творчество
(рисование)
Физкультура • Красивый полосатый коврик
• Двигательные упражнения Комплексные занятия по программе Голициной
Стр.