Раиса Сошкина
Рабочая программа в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лицей №1» п. Добринка Липецкой области
Рассмотрена на заседании Утверждена приказом директора педагогического совета от___
Протокол от ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(от 6 до 7 лет)
на 2019-2020 учебный год
Составитель программы :воспитатель высшей
квалификационной категории СошкинаР. И.
п. Добринка-2019г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел.
Публикация «Рабочая программа в подготовительной группе» размещена в разделах
Пояснительная записка:
Основная образовательная программа разработана в соответствии с :
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО содержание программы отражает следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственную развивающую образовательную среду, характер взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, систему отношений ребенка к миру, другим людям, к себе самому.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
- Цели и задачи Программы.
- Принципы и подходы.
- Значимые характеристики группы.
- Характеристика особенностей развития детей.
- Планируемые результаты освоения Программы.
2. Содержательный раздел.
- Описание образовательной деятельности в пяти образовательных областях;
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- Способы и направления детской инициативы;
- Особенности взаимодействия с семьями.
3. Организационный раздел.
- Материально-техническое обеспечение Программы;
- Методические материалы и средства обучения;
- Организация режима воспитания детей.
4. Дополнительный раздел программы – текст краткой презентации.
- Возрастные категории детей;
- Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
5. Система мониторинга развития детей
-диагностика развития детей шестого года жизни
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Основная образовательная программа разработана в соответствии с :
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
1. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО содержание программы отражает следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственную развивающую образовательную среду, характер взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, систему отношений ребенка к миру, другим людям, к себе самому.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Цеи и задачи Программы : обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и направлена решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семья, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических качеств, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
Принципы и подходы к формированию программы.
Основными подходами являются культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию личности ребенка.
Программа сформирована в соответствии с принципами ФГОС:
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования;
• Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа направлена на формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравтсенных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
В Программе определены виды деятельности в соответствии с возрастом детей:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность, а также игру с парвилами и другие виды игры) :
- коммуникативная;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- Познавательно-исследовательская;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование из различного материала;
- изобразительная;
- музыкальная;
-двигательная.
Характеристика подготовительной группы.
Список детей:
Список детей:
№ п/п Ф. И. ребенка Тип семьи
(полные, неполные, многодетные, опекунство) Физкультурная группа Группа здоровья
1. Акиньшина Саша Полная I I
2. Артемова Вика Полная I I
3. Брыкина Кира Полная I I I II
4. Гвоздев Тимофей Полная I I
5. Жукова Лиза Мать-одиночка I I
6. Дуць Богдан Полная I I I
7. Кондрашов Ярослав Многодетная I I I
8. Калачев Арсений Многодетная I I
9. Калачева Ника Полная I I
10. Малинин Саша Мать-одиночка I I
11. Митхун Виджай Костя Многодетная, опекун I I
12 Митхун Виджай Павел Многодетная, опекун I I
13. Митхун Виджай Ярослав Многодетная, опекун I I
14. Понарьин Семен Полная I I
15. Поцхорая Валерия Полная I I
16 Протопопова Марианна Полная I I I
17. Рудаков Глеб Полная I I
18. Рузанов Руслан Полная I I
19. Сафонова Маша Полная I I
20. Титов Глеб Полная I I
21 Тырнован Мирослав Неполная, опекун I I
22. Черных Алина Многодетная I I
23. Черных Никита Многодетная I I I
24. I I
25.
Списочный состав группы - 24 ребёнка
Социальный статус семей выглядит следующим образом:
• Полная семья - 20
• Многодетная семья - 4
• Опекуны - 2
Характеристика особенностей развития 6-7лет.
Возрастные особенности развития детей 6-7лет
В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка и возможность управлять собственным поведением. Шестой год знаменуется резким увеличением сложности эмоциональной жизни. Обретая способность контролировать свое поведение, ребенок начинает регулировать проявление своих чувств; может скрывать свои чувства от других. Поскольку сфера его интересов – взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношения к нему и друг к другу. У ребенка появляются устойчивые чувства и отношения. Дети учатся владеть своими эмоциями. Яркий пример – освоение игр с правилами. Для 5-летнего ребенка главная трудность – научиться подчинять свое поведение общему правилув ситуации, когда он проиграл. Он постепенно учится не проявлять негативные эмоции в ситуации проигрыша. Для многих детей, сильно ориентированных именно на успех, а не на систему отноений, это трудная задача. Умение эмоционально адекватно реагировать в такой ситуации – важное психологическое приобретение этого возраста. Действия в играх становятся разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры, настроить свое поведение, придерживаясь роли. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «перифирия». Это возраст идентификации рбенка со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к женщинам, мальчики – к мужчинам. Дети активно строят образ себя в будущем и своей взрослой жизни.
Развивается изобразительная деятельность детей наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Продолжается рост устойчивости внимания. Появляется необходимый элемент произвольноого внимания – действие по правилу.
Развивается произвольное запоминание. Преобладающим видом памяти является образная память. Ребенок может запомнить 7-8 предметов, изображенных на картинках.
Речь становится более связной, внутренне согласованной и монологической. Важнейшую задачу в этом возрасте представляет и развитие воображения.
Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений и обуславливают определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
2. Содержательный раздел.
Социально-коммуникативное развитие.
Строится с учетом трех основных линий: взаимодействие со взрослым, взаимодействие со сверстниками, и формирование отношения к самому себе. А именно:
- развитие доброжелательного отношения детей к близким людям – взрослым, сверстникам, побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок (пожалеть, утешить, сказать ласковое слово и т. д.);
- приучение к выполнению элементарных правил культуры поведения и общения;
- воспитание положительного отношения к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;
- развитие в детях чувство самоуважения, собственного достоинства;
- формирование представления о людях (взрослых, сверстниках, об особенностях их внешнего вида, ярко выраженных эмоциональных состояниях людей, добрых поступках, проявлениях внимания и заботы об окружающих.
Развитие игровой деятельности.
В игре ребенок развивается, познает мир, общается.
Задачи воспитания и развития детей.
Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.
Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей; развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
Для детей этого возраста характерно развитие сложившегося вне- ситуативно-познавательного общения со взрослыми. Дети продолжают активно сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, но наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Развитие ситуативно-делового общения со сверстниками характеризуется возрастающей потребностью в сотрудничестве с ними во всех видах деятельности: в сюжетно-ролевой игре, в процессе чтения художественной литературы, в продуктивных видах деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой и других).
В процессе совместной игровой, исследовательской, познавательной деятельности дети активно обследуют предметы, открывая их свойства и качества, назначение, строение, придумывая новые способы их использования. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления детей — слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания.
Наряду с потребностью в сотрудничестве появляется потребность в признании и уважении сверстника. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулирует силу голоса, интонацию, ритм и темп речи в зависимости от ситуации общения, стремится выразительно читать стихи, чисто и правильно говорить.
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
Познавательное развитие.
- расширение и обогащение представления детей об окружающем мире;
- формирование способов и средств познавательной деятельности;
- развитие способности видеть общее и единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем;
- развитие умений устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимоотношения со сверстниками, развивать словотворчество;
- стимулирование практического освоения лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения, фонематическое восприятие.
Основные дидактические принципы, определяющие содержание образования:
- принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условия для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей ребенка в различных видах деятельности;
- принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности и предания особого значения художественно-эстетическому циклу;
- принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира;
- принцип культуросообразности понимается как «открытость различных культур, создания условий для полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов;
принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания
Образовательная деятельность ДОУ будет организована так, чтобы реальные природные компоненты и образовательная среда обеспечивали развитие ребенка деятельностью, отвечающей его интересам, возможностям и способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Речевое развитие.
Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми
1. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.
2. Развивать потребность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым.
3. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.
4. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.
Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности
Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам.
Развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
Развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения.
Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Художественно-эстетическое развитие.
-Решаются в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, художественный и ручной труд, ознакомление с художественной литературой. Заключаются в следующем:
- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности, формировать эстетический вкус;
- способствовать овладению навыками и умениями в различных видах художественной деятельности;
- создавать условия для реализации внутреннего «Я» ребенка через художественные виды деятельности, развивать творческий потенциал ребенка, фантазию, воображение;
- развивать интерес к истории русского народа, его обычаям, традициям, творчеству;
- воспитывать потребность защищать и охранять в будущем культурные и духовные ценности.
Физическое развитие.
- охрана и укрепление здоровья дошкольников, разработка и внедрение системы мероприятий по воспитанию потребностей в здоровом образе жизни;
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных навыков и умений, достижение оптимального уровня физической подготовки;
- формирование у детей потребности в физическом совершенствовании, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы.
При реализации Программы используются методы по источнику знаний: наглядные, практические, словесные; методы по характеру образовательной деятельности детей: информационно-рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, активные методы.
Использование современных технологий.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
В средней группе образовательная деятельность строится с учетом современных требований к организации образовательного процесса:
-организация образовательной деятельности без принуждения;
- присутствие субъектных отношений детей и педагога;
- игровая цель или другая интересная детям;
- предоставление детям возможности выбора материалов, оборудования;
- гибкая структура ОД;
- обучение в зоне ближайшего развития ребенка;
- поощрение самостоятельности, инициативы детей.
Образовательные области Виды деятельности Формы организации образовательной деятельности и культурных практик
Физическое развитие Двигательная Подвижные игры, эстафеты, утренняя бодрящая гимнастика, игры-имитации, дни здоровья
Социально-коммуникативное развитие Игровая, трудовая, коммуникативная Игры с правилами, творческие игры, беседы, игровые проблемные ситуации, дежурства, поручения
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская Наблюдения, экскурсии, дидактические и развивающие игры, эксперименты, решение проблемных ситуаций
Речевое развитие Коммуникативная, восприятие худ. литературы
обучение грамоте Беседы, игровые проблемные ситуации, творческие, дидактические игры,викторины,фестивали
Художественно-эстетическое развитие Рисование, лепка, аппликация; конструирование,музыкальная деятельность Образовательная деятельность, реализация проектов. Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические,подвижные игры, праздники и развлечения.
Расписание образовательной деятельности в подготовительной к школе группе :
ДНИ НЕДЕЛИ ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЯ
Понедельник 1. Познавательно-исследовательская (ФЭМП)
2. Двигательная (физическая культура)
3. Продуктивная (аппликация, лепка) 9.00 – 9.30
9.40 -10.10
10.20 – 10.50
Вторник 1. Коммуникативная (развитие речи)
2. Музыкально-художественная
3. Познавательно-исследовательская (формирование целостной картины мира, ознакомление с социальным миром) 9.00 – 9.30
9.40 – 10.10
10.10 – 10.50
Среда 1. Познавательно-исследовательская (формирование целостной картины мира, ознакомление с миром природы)
2. Двигательная (физическая культура на воздухе)
3. Изобразительная (рисование) 9.00 – 9.30
9.40 – 10.10
10.20 – 10.50
Четверг 1. Коммуникативная (подготовка к обучению грамоте)
2. Музыкально-художественная
3. Конструирование 9.00 – 9.30
9.40 – 10.10
10.20 – 10.50
Пятница 1. Изобразительная (рисование)
2. Двигательная (физическая культура)
9.00 – 9.30
9.40 – 10.10
.