Cветлана Цицарова
Рабочая программа учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи коррекционного обучения.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
1.4. Психофизические особенности детей группы.
1.5. Планируемые результаты освоения программы детьми старшей, подготовительной группы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Учебный план.
2.2. Формы и методы организации коррекционной работы.
2.3. Годовое планирование.
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2.4. План взаимодействия с семьями воспитанников.
2.5. Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе 2017-2018 учебный год.
2.6. План индивидуальной развивающей работы 2017-2018 учебный год.
2.7. Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов.
3. Организационный раздел.
3.1. График организации образовательного процесса.
3.2. Режим дня. Расписание занятий.
3.3. Паспорт кабинета.
4. Список литературы.
5. Приложения.
1.1. Пояснительная записка 2017-2018 уч. г. подг. №1
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста 6-7 лет с задержкой психического развития подготовительной группы детских дошкольных учреждений.
Настоящая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
Рабочая программа разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, с учетом целей и задач адаптированной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, адаптированной Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) Н. В. Нищевой, методических рекомендаций С. Г. Шевченко («Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»)
В программе учитываются "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13
Теоретической и методологической основой программы являются : положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова, Л. Б. Баряева, С. Г. Шевченко).
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя. Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления детей.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
1.2. Цели и задачи коррекционного обучения детей с ЗПР
Основная цель рабочей программы –
создание образовательно-коррекционного пространства, направленного на максимально возможную коррекцию психических процессов, обеспечение равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Задачи:
обеспечить ребенку с ЗПР равные возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития
стимулировать развитие всех психических процессов, обеспечить преодоление недостатков познавательной деятельности с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников
формировать определенный запас представлений об окружающем, фонда знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом дошкольного образования по формированию элементарных математических представлений, сенсорному развитию, развитию речи; формировать предпосылки учебной деятельности
проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и обучении
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ
систематизировать и совершенствовать приемы и методы работы дефектолога в соответствии с программным содержанием; обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной возрастной и специальной педагогики и психологии:
1. Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
2. Принцип гуманизации.
3. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
4. Принцип динамического изучения – определение зон актуального и ближайшего развития.
5. Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.
6. Принцип системности, последовательности и доступности – учёт возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, опора на разные уровни организации психических процессов.
7. Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как
организатор образовательного процесса.
8. Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.
9. Принцип модификации учебных планов и программ, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения с учетом уровня развития ребенка и его познавательных способностей.
10. Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.
11. Принцип комплексного подхода – устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ.
12. Принцип психологической комфортности – создание необходимых условий для развития личности ребенка: комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
1.4. Психофизические особенности детей с ЗПР
Подготовительная к школе группа
Общая численность детей на начало учебного года 15 человек, из них 9 мальчиков и 6 девочек. По результатам проведенного мониторингового обследования дети были разделены на две рабочие подгруппы численностью 8 и 7 человек. Данное разделение основано на результатах мониторинга и позволит обеспечить каждому ребенку индивидуально-дифференцированный подход.
Дошкольники 6-7 лет с задержкой психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове, что особенно заметно у детей с выявленным более низким уровнем развития психических процессов. Дети могут правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш» и самостоятельно назвать цвет показанного карандаша и так далее.
Некоторые дети владеют представлениями о величине, выделяют и обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина, могут выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Воспитанники все же могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
У детей достаточный обьем памяти и прочность запоминания информации, хотя небольшие неточности при воспроизведении встречаются. Некоторые дети могут создавать целое из частей и выделять части из целого, пространственно оперировать образами.
Нарушения речи преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта. Всем детям группы присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития, хотя словарный запас у многих достаточный. В их речи встречаются прилагательные, наречия, употребляются также глаголы. Затруднения заметны в словообразовательных процессах, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества.
У воспитанников группы значительно проявляется интерес к игре и к игрушке. Дети с удовольствием придумывают замысел игры, сюжеты игр разнообразны, хотя преимущественно и затрагивают бытовую тематику.
По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем их сверстники.
1.5. Планируемые результаты освоения программы детьми подготовительной к школе группы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) обуславливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры, представленные в Рабочей программе базируются на ФГОС ДО и одновременно учитывают ее отличительные особенности и приоритеты. Представленные в Программе целевые ориентиры помогут определиться, в каком направлении «вести» развитие детей, как спроектировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка с задержкой психического развития. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Планируемые результаты (целевые ориентиры)
освоения программы в подготовительной к школе группе
В итоге проводимой коррекционно-образовательной работы дети должны научиться :
ФЭМП
• Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; распознавать геометрические фигуры; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующими числами; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений; ориентироваться на листе бумаги.
• Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10, называть соседей числа; читать и записывать числа до 10; присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; составлять и решать простые арифметические задачи с помощью сложения и вычитания; пользоваться арифметическими знаками и обозначениями; +, -, =, >, <, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
• Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей; высказывать разнообразные впечатления о предметах окружающего мира; иметь представления о родном крае.
• Называть времена года, отмечать их особенности.
• Называть свое полное имя, фамилию, возраст, имена товарищей.
• Называть имя и отчество взрослых, работающих в дошкольном учреждении.
• Рассказывать о составе семьи и труде родителей по вопросам педагога, задавать такие же вопросы детям.
• Называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; к спортивным принадлежностям, спортивной одежде; пассажирскому транспорту.
• Называть главную улицу и площадь своего города.
• Владеть навыками диалогической речи
• Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и пр.
• Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предложения должны употребляться адекватно;
• Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения и т. д.
• Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями; владеть навыками объединения их в рассказ.
Подготовка к обучению грамоте
• Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
• Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
• Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.
• Производить элементарный звуковой анализ и синтез слова.
• Владеть элементами грамоты: навыками выкладывания из букв разрезной азбуки, чтения и печатания букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи;
• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания воспитательно-образовательной деятельности и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий, необходимых для перехода на следующую ступень образования;
• консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями воспитательно-образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками этого процесса — воспитанниками, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.
Перечень коррекционных мероприятий.
1. Первичное обследование детей.
2. Изучение документации (заключений врачей-специалистов).
3. Заполнение маршрутов индивидуального развития.
4. Анкетирование родителей.
5. Диагностирование детей.
6. Консультирование, индивидуальные беседы с родителями.
7. Консультации, семинары для воспитателей и специалистов.
8. Подгрупповые и индивидуальные занятия.
2.1. Учебный план
С 15 сентября по 15 мая (включительно) проводится в неделю в подготовительной группе 17 занятий продолжительностью 30 минут, что не превышает рекомендованную СанПиНом недельную нагрузку. В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов мониторингового обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов обследования, вида занятия и индивидуальных достижений ребенка.
Занятия проводятся по лексическим темам и условно основываются на разработках следующих авторов : И. А. Морозовой, М. А. Пушкаревой, Н. В. Нищевой, Н. Е. Арбековой. Каждый ребенок не менее 2 раз в неделю, в рамках осуществления индивидуально-дифференцированного подхода, занимается индивидуально по 10-15 минут с учителем-дефектологом и воспитателем, основываясь также на лексических темах.
Учитель-дефектолог каждый день в утренние часы проводит 2 подгрупповых занятия.
Ви Виды организованной деятельности подготовительная
группа
Познавательное развитие:
- ФЭМП
- Формирование целостной картины мира
Речевое развитие:
-Развитие речи
-Развитие фонематического восприятия/подготовка к обучению грамоте
2
0
1
2
В подготовительной группе - подгрупповые занятия по формированию элементарных математических представлений 2 раза в неделю (72 часа в год, развитию речи 1 раз в неделю (36 часов в год, подготовке к обучению грамоте 2 раза в неделю (72 часа в год).
Индивидуальные занятия с детьми проводятся не менее 2 раз в неделю согласно расписанию по организации индивидуальной ООД.
На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.
Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.
2.2. Формы и методы организации коррекционной работы
В процессе обучения используются различные формы организации ОД: индивидуальные, подгрупповые. Продолжительность подгрупповых занятий в подготовительной к школе группе – 30 минут.
Занятия в форме дидактических игр широко применяются в группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.
Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.
Педагог применяет приемы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д. В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т. д., в старшем возрасте - практическими или учебными задачами (например, измерить полоски бумаги и отобрать определенной длины для ремонта книг, научиться измерять длину, ширину, высоту предметов и т. д.).
Игровые элементы в разных формах могут включаться в упражнения с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.
При проведении подгрупповых занятий используются следующие методы: дидактические, компьютерные игры, презентации.
Детские электронные презентации и клипы:
(подборка с сайта https://viki.rdf.ru/list-all-presentations/).
Обучающие фильмы и мультфильмы:
Обучающие фильмы и мультфильмы (подборка с сайтов для детей и взрослых) :
• «Детсад» https://detsad-kitty.ru
• Детский развивающий сайт «Умка» https://www.1umka.ru
Звуковые файлы:
Звуковые файлы (подборка музыки с сайта «Обучалки и развивалки для
детей» https://www.detkiuch.ru
Индивидуальные занятия с ребенком проводятся не менее 2 раз в неделю по 10-15-20 минут в зависимости от психофизиологических возможностей ребенка согласно расписанию по организации ООД с использованием лицензионных обучающих компьютерных программ :
«Учимся говорить правильно»
«Баба Яга учится читать»
«Баба Яга. Школа на курьих ножках»
«Логоша»
«Домашний логопед»
«Развитие речи»
Компьютерных развивающих игр:
«Играемся»
«Логозаврия»
«Сосчитай зайчиков»
«Найди снежинку»
«Считаем с гномами» и так далее.
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия учитель-дефектолог проводит релаксационную паузу или физкультминутку, основываясь на принципах здоровьесбережения. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.
4. Литература.
1. Основная адаптированная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида.
2. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР методические рекомендации
3.
4. Веракса Н. Е. программа для детского сада по ФГОС
5. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М. 1999. д
6. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию : Материалы для психолого - педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М., 1998. д
7. Изучение особенностей психофизического развития детей в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений: Методическое пособие / Под ред. Л. С. Сековец. Н. Новгород 2009. д
8. Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Кошулько М. А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие. – Санкт – Петербург,
«Детство- Пресс», 2011. д
9. КарповаС. И., Мамаева В. В. Развитие речи дошкольников 4-5 лет; Развитие речи дошкольников 6-7 лет, СПБ, ТЦ Сфера, 2012
11. Стребелева Е. А. ,Психолого-педагогическая диагностика, М, Просвещение, 2009
12. Колесникова Е. В., 500 игр для развтия детей 5-7 лет,М,Ювента,2008
13. Т. Ю. Андрющенко. Н. В. Карабекова. Корекционные и развивающие игры, Москва, Перемена, 1993
14. С. А. Шмаков, Игры-шутки, игры-минутки, Москва, Новая школа, 1993
15. Шевелев К. В. программа и рабочие тетради
16. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе, М, Детство Пресс 2008
17. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых занятий в старшей группе, М, Детство Пресс, 2008
18. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6, 6-7 лет. Конспекты подгрупповых и фронтальных занятий, М, Гном, 2013
19. ШевелевК. В. Прописи по математике, М, Ювента, 2014
20. Шевелев К. В. От цифры к цифре, М, Ювента, 2014
21. Шевелев К. В. Краткий курс подготовки к школе, М, Ювента, 2016
23. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы в работе с детьми,М, Книголюб, 2004