Козловская Елена Олеговна
Рекомендации для родителей «Ребенок не разговаривает в 6 лет. Что делать»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей: «Ребенок не разговаривает в 6 лет. Что делать?»
Развитие речи ребенка — важный показатель его общего психического и интеллектуального развития. К 6 годам, согласно норме, ребенок должен овладеть основными речевыми навыками, иметь большой словарный запас, уметь грамматически правильно строить предложения. Однако не все дети укладываются в эти временные рамки, и у некоторых к 6 годам наблюдается задержка речевого развития.
Почему так важно своевременно обращать внимание на эту проблему, вот несколько веских причин:
1. Речь тесно связана с познавательными процессами. Задержка речи может сигнализировать о более глобальных проблемах в интеллектуальном развитии ребенка. Не получая своевременной помощи, такие дети могут испытывать трудности в обучении.
2. Недоразвитие речи влияет на социальную адаптацию. Сверстники не всегда понимают речь ребенка с задержкой, что затрудняет его коммуникацию и взаимодействие. Ребенок может становиться более замкнутым и застенчивым.
3. Проблемы с артикуляцией и звукопроизношением, если их не корректировать, могут сохраняться и во взрослом возрасте, мешая четкой и понятной речи.
4. Несвоевременное развитие речи может сказаться на успеваемости в школе. Трудности в усвоении программы, особенно в начальных классах, нередко связаны с речевыми нарушениями.
Поэтому крайне важно внимательно следить за речевым развитием ребенка в возрасте 6 лет. При малейших отклонениях от нормы необходимо незамедлительно обращаться к специалистам: логопеду, невропатологу, психологу.
Нормы речевого развития у детей в 6 лет
К 6 годам ребенок должен достичь определенных показателей в речевом развитии. Знание этих возрастных норм позволяет родителям контролировать процесс формирования речи у ребенка и вовремя обращаться за помощью к специалистам при наличии отклонений. Поэтому в норме существует довольно широкий диапазон индивидуальных различий в темпах и особенностях формирования речи у детей.
Некоторые дети начинают говорить раньше, другие позже. Одни быстро накапливают словарный запас, у других этот процесс идет медленнее. Одни легко усваивают грамматические правила, другие испытывают с этим трудности. Все эти различия объясняются как врожденными особенностями ребенка, так и влиянием внешних условий.
Существенную роль играют индивидуальные задатки и способности ребенка. Дети, обладающие более высокими природными речевыми и когнитивными возможностями, как правило, раньше начинают говорить, быстрее накапливают словарный запас, легче усваивают грамматику.
Огромное значение имеет речевая среда, в которой растет ребенок. Если родители уделяют достаточно времени общению с малышом, много с ним разговаривают, читают, то это ускоряет формирование его речи. Качество речи взрослых, с которыми общается ребенок, также оказывает влияние.
Темпы речевого развития могут замедляться из-за врожденных нарушений слуха, неврологических проблем, речевых патологий. Нарушения в работе органов артикуляции также могут стать причиной проблем с произношением звуков.
Таким образом, индивидуальные различия в речевом развитии детей вполне закономерны и объяснимы. Однако следует иметь в виду, что отставание в развитии речи более чем на 6 месяцев от возрастной нормы может свидетельствовать о наличии проблем, требующих вмешательства специалистов.
Задача родителей - внимательно наблюдать за речевым становлением ребенка и при выявлении любых значительных отклонений от нормы незамедлительно обращаться к логопеду или другим специалистам.
Нормы развития, которые определили специалисты:
1. Словарный запас. К 6 годам активный словарь ребенка должен состоять примерно из 3000-4000 слов. Он уверенно использует в речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и служебные части речи. Ребенок способен объяснить значение многих слов, подбирает синонимы и антонимы.
2. Грамматический строй речи. Ребенок 6 лет правильно строит разнообразные грамматические конструкции, согласовывает слова в предложении. Он может пересказать небольшой текст, составить рассказ по картинке или на заданную тему.
3. Звукопроизношение. К 6 годам у ребенка должно быть сформировано правильное произношение всех звуков родного языка.
4. Связная речь. Ребенок 6 лет способен поддерживать развернутый диалог, задавать вопросы и отвечать на них. Его монологическая речь становится более последовательной и логичной, он может передать основное содержание услышанного, пересказать небольшой рассказ.
5. Речевой слух и фонематическое восприятие. Ребенок хорошо различает на слух все звуки родного языка, может определять их последовательность в словах, выделять ударный слог.
6. Голос и темп речи. К 6 годам голос ребенка становится более звучным и выразительным. Темп речи ровный, с паузами для дыхания.
Если к 6 годам у ребенка наблюдаются заметные отклонения от перечисленных возрастных норм развития речи, это повод обратиться к логопеду для обследования и получения рекомендаций по коррекции.
Причины задержки речи у детей в 6 лет
Нормальное развитие речи является важнейшим показателем общего развития ребенка. К 6 годам большинство детей уже овладевают развернутой фразовой речью, имеют большой словарный запас и могут поддерживать связный диалог. Однако у некоторых детей к этому возрасту наблюдается задержка речевого развития. Давайте рассмотрим основные причины этого явления:
Физиологические причины
1. Генетические особенности. Задержка речи может быть обусловлена наследственными факторами, если у родственников ребенка также отмечались речевые нарушения.
2. Нарушения слуха. Даже незначительные слуховые проблемы, если они не скорректированы вовремя, могут сказываться на становлении речи.
3. Анатомические особенности. Врожденные аномалии строения органов артикуляции (языка, небного свода, зубочелюстной системы) затрудняют формирование правильного звукопроизношения.
4. Задержки в развитии ЦНС. Различные поражения мозга, перенесенные ребенком в перинатальном периоде, могут приводить к общей задержке психомоторного и речевого развития.
Психологические и социальные причины
1. Недостаток речевого общения. Если ребенок растет в обедненной речевой среде, где ему мало уделяют внимания, мало разговаривают с ним, это тормозит развитие его речи.
2. Психологические травмы. Сильные эмоциональные потрясения, пережитые ребенком, могут приводить к появлению у него речевых нарушений (заикание, мутизм и др.).
3. Неправильные методы воспитания. Чрезмерная опека, гиперконтроль со стороны родителей, отсутствие поощрения самостоятельной речи ребенка могут замедлять его речевое развитие.
Экологические и внешние факторы
1. Неблагоприятные факторы окружающей среды. Наличие вредных для здоровья веществ (свинец, ртуть, радиация) в окружающей среде может влиять на развитие ЦНС ребенка, в том числе и на его речевые функции.
2. Хронические соматические заболевания. Частые болезни, недоедание, нарушения обмена веществ также могут приводить к отставанию в речевом развитии.
3. Двуязычная среда. Одновременное усвоение ребенком двух языков может замедлять процесс формирования речи на каждом из них.
Наследственность и семейная история развития речи
Одна из основных причин — наличие генетической предрасположенности к различным речевым и языковым расстройствам. Эксперты считают, что у таких детей нарушен процесс формирования определенных областей головного мозга, отвечающих за речевые функции. Это может проявляться в трудностях овладения фонетической, лексической, грамматической сторонами речи.
Также важное значение имеет семейная история развития речи. Наблюдения показывают, что дети из семей, где родители или старшие братья/сестры в свое время тоже испытывали проблемы с речью, чаще демонстрируют аналогичные трудности. Нередко эти нарушения носят схожий характер и передаются из поколения в поколение.
Так, если у родителей был дефектный звукопроизношение, задержка речевого развития или другие речевые расстройства, то у ребенка высока вероятность возникновения схожих проблем. Или, если в семье кто-то заикался, то и у ребенка могут появиться признаки этого нарушения.
Безусловно, наследственность не является единственным фактором, определяющим речевое развитие ребенка. Огромную роль играют условия воспитания, социальная среда, а также индивидуальные психофизиологические особенности. Но наличие семейной отягощенности по речевым нарушениям требует особого внимания родителей к становлению речи их ребенка.
Как распознать задержку речи у ребенка в 6 лет
К 6 годам речь ребенка должна быть достаточно развитой, чтобы он мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Однако некоторые дети в этом возрасте все еще демонстрируют отставание в речевом развитии. Важно вовремя распознать признаки такой задержки, чтобы обеспечить ребенку необходимую помощь.
К таким признакам можно отнести:
Замедленный рост словарного запаса и фраз
Нормально развивающийся 6-летний ребенок использует в речи от 3000 до 4000 слов. Если словарный запас малыша значительно меньше этих показателей, это может быть признаком задержки. Кроме того, ребенок должен свободно строить разнообразные фразы, но если он ограничивается простыми короткими предложениями, это также может свидетельствовать о проблемах с речью.
Проблемы с построением предложений и пониманием речи
Ребенок 6 лет должен правильно согласовывать слова в предложении, употреблять падежные окончания, использовать сложные грамматические конструкции. Если в речи малыша наблюдаются грубые ошибки в построении фраз, это сигнал о задержке речевого развития. Кроме того, 6-летний ребенок должен хорошо понимать обращенную к нему речь, но если возникают трудности с пониманием даже простых инструкций, это тоже повод для беспокойства.
Трудности в общении и взаимодействии с окружающими
Нормально развивающийся 6-летний ребенок способен поддерживать развернутый диалог, задавать вопросы, отвечать на них. Он может пересказать содержание услышанного, составить рассказ по картинке. Если ребенок испытывает серьезные трудности в коммуникации, избегает общения или предпочитает односложные ответы, это может свидетельствовать о задержке речевого развития.
Если вы заметили у своего ребенка в 6 лет, хотя бы один из перечисленных признаков, не стоит ждать, когда проблема решится сама по себе. Необходимо незамедлительно обратиться к детскому логопеду для всестороннего обследования и постановки диагноза.
С рекомендациями ознакомлена: ___
(подпись) (расшифровка подписи)
«___» ___ 20 ___ г.