Александра Красикова
Рабочая программа в старшей группе. Часть 7
▼ Скачать + Заказать документы
3.3. Перспективное комплексно-тематическое планирование на 2020-2021гг
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Одной теме уделяется одна неделя. Тема отражена в подборе материалов,
находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать не оправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Публикация «Рабочая программа в старшей группе, Часть 7» размещена в разделах
сентябрь
1. День Знаний.
Диагностика. Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Праздник «День Знаний»
2. Безопасность на дорогах. Диагностика. расширение представлений о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.
Объяснить значение некоторых дорожных знаков: «Въезд запрещен», «Дети», «Дорога с односторонним движением»
3. Ранняя осень. День города. Формирование обобщенных представлений об осени как времени года. Расширение представлений о родном городе. Его достопримечательностях. Воспитание любви к малой Родине.
4. Сезонные изменения. Овощи. Дать понятия о живой и неживой природе. Учить вести сезонные наблюдения. Расширение знаний об овощах, людях их выращивающих. Рассказывать о пользе овощей и содержащихся в них витаминах.
октябрь
1. Природные изменения. Фрукты. Расширение представлений об осени. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Дать знания о местных и экзотических фруктах.
2. Осень в лесу. Грибы. Ягоды Формирование первичных представлений об экосистемах, природных зонах. Дать знания о грибах и ягодах (съедобных и ядовитых). Закреплять знания о правилах поведения на природе.
3. Золотая осень. Деревья. Кустарники. Закреплять знания о деревьях и кустарниках. Расширять представления об особенностях отображения осени в произведениях искусства.
4. Хлеб. с/х профессии. Продукты. Продолжать знакомство с с/х профессиями, с трудом хлебороба, техникой. Формировать знания о хлебобулочных изделиях, с/х продуктах. Учить ценить хлеб как основное богатство.
5. Что я знаю о себе? ОБЖ. Техника безопасности. Закрепление знаний домашнего адреса и телефона, имени- отчества родителей, развитие представлений детей о своем внешнем облике, о самих себе, формирование положительной самооценки. Знакомить с основами техники безопасности.
ноябрь
1. Дом в котором я живу. Моя Родина. День Единства. Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках, развитие интереса к истории своей страны, воспитание гордости за свою страну, любви к ней. Москва главный город, столица нашей Родины.
2. Народно-прикладные искусства. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (Городец, Полхов – Майдан, Гжель) расширение представлений о народных игрушках (матрешки – городецкая. Богородская, бирюльки).
3. Домашние животные и птицы. Закреплять и уточнять представления о домашних животных и птицах, их особенностях, пользе, которую они приносят человеку. Способах ухода за ними.
4. Семья. День матери. Расширение знаний о своей семье, представлений о родственных отношениях в семье. Познакомить с линией жизни человека. Воспитывать уважение и любовь к своим близким. Развивать представления о материнской заботе.
декабрь
1. Зима. Эксперименты. Продолжать знакомить с зимой как временем года. Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой, льдом и снегом. Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе, о безопасном поведении зимой.
2. Ткани. Одежда. Обувь головные уборы. Уточнить понятия: одежда, обувь, головные уборы. Показать зависимость вида одежды, обуви и гу от ткани из которых они сделаны. Познакомить с особенностями русского народного костюма и казачьего костюма.
3. Дом. Его части. Архитектура. Продолжать формировать представление о частях дома, строительных профессиях и строительной технике. Рассказать о русской избе, ее внутреннем убранстве. Классификация мебели. Ее виды, материалы. Закрепление знаний о различных по назначению зданий. Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения.
4. Наши помощники. Инструменты. Измерительные приборы. Обогащать представления детей о мире предметов, рассказывать о предметах, облегчающих труд людей в быту, создающих комфорт. Расширять знания об источниках опасности в быту. Закрепление навыков безопасного пользования бытовыми предметами.
5. Зима. Новый год. Привлечение детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Закладывание основ праздничной культуры. Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах и в старину. Знакомить с зимними видами спорта.
январь
с 01.01 по 11.01.2015 каникулы
3. Комнатные растения Продолжать знакомства с комнатными растениями. Закреплять умение ухаживать за ними. Рассказать о способах вегетативного размножения растений. Учить читать мини –паспорта растений (схемы).
4. Дикие животные и птицы. Систематизировать знания о жизни диких животных и птиц нашего края в зимний период. Дать знания о редких животных и птицах Ставрополья. Ввести понятие «пресмыкающиеся»
5. Посуда. Ее виды. Материалы. Продукты питания. Закреплять представление о посуде, ее классификации по назначению, материалу, развивать умения определять материалы, из которых сделана посуда, ее свойствах. Формировать представления о продуктах, их происхождении, пользе.
февраль
1. Зимующие птицы. Продолжать знакомство с зимующими птицам (2-3 вида, их особенностями, питанием, повадками. Знакомить с голосами птиц. Приучать заботиться о птицах, прилетающих на участок.
2. Профессии людей Расширять представления детей о профессиях, результатах труда, его общественной значимости, о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, композиторов, писателей, поэтов и т. п. ; с результатами их труда (картины, книги, нотами)
3. Защитники Отечества Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск, боевой техникой. Расширение гендерных представлений.
4. Животные Севера и Жарких стран. Продолжение знакомства с природой Арктики и Антарктиды, Жарких стран. Зависимость внешнего вида от условий жизни.
март
1. Наши мамы. Профессии мам. Знакомство с профессиями мам. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать близких. Изготовление подарков мамам и бабушкам. Расширение гендерных представлений.
2. Ранняя весна. Свойства воды. Эксперименты. Расширять знания детей о весенних изменениях в природе. Познакомить с отражением весенних примет в творчестве художников и поэтов. Дать представление о том, что март – месяц воды, почему так называют. Познакомить со свойствами воды.
3. Рыбы и водные обитатели. Всемирный день воды. Закреплять свойства воды. Показать ее роль в жизни планеты. Побуждать беречь воду. Продолжать знакомить с рыбами и другими водными обитателями.
4. Перелетные птицы. День птиц. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц. Какие птицы прилетают в Ставропольский край. Узнавать некоторых птиц по голосам. Как встречали птиц в старину, почему.
апрель
1. Мое тело. В здоровом теле – здоровый дух. Дать элементарные представления о строении человеческого тела. Расширение представлений о здоровье и ЗОЖ. Воспитание стремления вести ЗОЖ.
2. Космос. Дать элементарные представления о Космосе, его объектах, Земле – как части Космоса. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
3. Транспорт. ПДД. Продолжать формировать представления о разных видах транспорта по назначению и типу. Дать понятие, что весь транспорт подчиняется правилам. Закреплять правила ПДД. Дорожные знаки.
4. День экологических знаний. День Земли. Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде.
5. Сезонные изменения. Насекомые. Расширение знаний о характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы, сезонными видами труда. Дать представления о насекомых, их особенностях.
май
1. День Победы. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширение знаний о героях Вов (и нашего края, о победе нашей страны в войне. Знакомство с памятниками героям Вов (в России и Ставрополье)
2. Международный день семьи. Профессии родителей. Расширение знаний о своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
3. Наша Родина. Символика. Наш Край. Диагностика. Знакомство с символикой России, края. Рассказы об истории края, его многонациональности. Закреплять представления о России. Продолжать знакомство с достопримечательностями Ставропольского края.
4. Школа. д/с. Диагностика. Развитие познавательного интереса, интереса к школе, книгам. Расширение представлений о профессиях сотрудников д/с.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитании детей дошкольного возраста.
Выделяется микро и макро среда.
Микросреда- внутреннее оформление группы.
Макросреда-ближайшая среда детского сада, ближайшая территория.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:
• Содержательно-насыщенной, развивающей;
• Трансформируемой;
• Полифункциональной;
• Вариативной;
• Доступной;
• Безопасной;
• Здоровьесберегающей;
• Эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды
Оборудование группы должно быть безопасным, здоровьесберегающим, развивающим и привлекательным. Предметно-пространственная среда должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей. Пространство группы следует организовать в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Оснащение центров должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров могут выступать:
• Центр для сюжетно-ролевых игр;
• Центр ряженья;
• Центр книги;
• Центр театрализованных игр;
• Центр настольных игр;
• Центр изобразительной деятельности;
• Центр природы;
• Спортивный центр;
• Центр игры с песком и водой;
• Центр для разнообразных видов самостоятельной деятельности (конструктивной, музыкальной);
• Игровой центр для девочек, мальчиков.
Оснащение меняется с тематическим планированием.
3.5 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Программа предусматривает организацию культурно - досуговой деятельности детей, задачами которой являются:
- организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки;
- развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках;
- создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
- обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей;
- формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха, воспитание потребности в их самостоятельной организации.
Цикличность организации досуговых мероприятий предполагает еженедельное их проведение (до 25 минут) во второй половине дня: - каждую пятницу – вечер развлечений,
- 1 раз в неделю - физкультурный досуг.
Содержание досуговых мероприятий с детьми планируется педагогами
(воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, и другими специалистами) в зависимости от текущих программных задач, времени года, возрастными особенностями детей, интересов и потребностей дошкольников. Для организации и проведения детских досугов возможно привлечение родителей и других членов семей воспитанников, бывших выпускников детского сада, учащихся музыкальных и спортивных школ, специалистов системы дополнительного образования, учреждений социума и пр.
Формы организации досуговых мероприятий:
- праздники и развлечения различной тематики;
- выставки детского творчества, совместного творчества детей, педагогов и родителей;
- спортивные и познавательные досуги, в т. ч. проводимые совместно с родителями (другими членами семей воспитанников);
- творческие проекты, площадки, мастерские и пр.
Сентябрь
Развлечение «Здравствуй детский сад».
Досуг «Веселые соревнования»
Конкурс чтецов «Осенняя пора, очей очарованье»
Тематическое развлечение «День дошкольного работника»
Октябрь
Тематическое развлечение «День пожилого человека»
Развлечение «Вечер загадок»
Досуг «Мы веселые ребята»
Развлечение «В гости к Пугало»»
Ноябрь
Тематическое развлечение «Славься, Русь» (День народного единства)
Досуг «Осенние старты»
Развлечение «Путешествие в страну сказок» - Инсценировка сказки «Под грибом».
Тематическое развлечение «День матери»
Декабрь
Развлечение «Вечер загадок»
Праздник «Новогодний праздник»
Январь
Развлечение «Рождественское чудо»
Зимний праздник «Спорт – это сила и здоровье»
Февраль
Развлечение «Книга – мудрость»
Развлечение «Масленица»
Конкурс чтецов «Наша Армия родная»
Тематическое развлечение «Аты - баты шли солдаты»
Март
Праздник «Лучше всех на свете – мама»
Тематический досуг «Творчество К. Чуковского»
Развлечение «Россия, Россия! Края золотые!»
Развлечение «Фестиваль сказок»
Апрель
Развлечение экологической направленности «Весенняя капель»
Театрализованное представление в праздник Пасхи «Пасхальный сувенир»
Тематическое развлечение «День космонавтики»
Квест–игра
«Письмо ветерана»
Май
Тематическое развлечение «День Победы»
Досуг «Веселые игры»
Развлечение «Знатоки дорожных знаков»
Праздник «До свиданья детский сад»
3.6. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям
Физическое развитие
«От Рождения до школы». Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез 2014.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий – М. : Мозаика – Синтез, 2014.
Автор-составитель Е. И. Подольская Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. Волгоград Издательство «Учитель 2011»
Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. организация деятельности детей на прогулке Волгоград Издательство «Учитель 2011»
Социально-коммуникативное развитие «От Рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез 2014.
Авдеева Н. Н., Князева О. Л, Стеркина Р. Б. Безопасность. - Издательство: Детство –Пресс, 2009. Борисова М. М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез 2014.
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез 2015. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М. :Мозаика-Синтез 2014. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М. Мозаика-Синтез 2012. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности, 2014. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Развивающие занятия с детьми 5 – 7 лет /Под ред. Ф. Х. Никулина. – Издательство учитель 2012 год. Правила безопасного поведения дошкольников. Автор составитель О. В. Черемашенцева. Издательство-учитель-2010-год.»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Издательство: Детство –Пресс, 2009.
Познавательное развитие
«От Рождения до школы».Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез2014.
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М. : Мозаика-Синтез, 2014. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. - М. :, Мозаика-Синтез 2014 Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности – «Издательство «Учитель» 2016. Л. К. Санкина Познание предметного мира. Комплексные занятия для детей 5-7 лет Волгоград Издательство «Учитель 2009»Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Издательство Мозаика-Синтез 2015. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. Программа «Юный эколог» Автор: С. Н. Николаева Издательство: «Мозаика-Синтез», 2016 г.
Речевое развитие
«От Рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - ММозаика-Синтез 2014.
Ушакова О. С. Программа развития речи Развитие речи детей 4-5 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы – составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана – Граф, 2008. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2/авт. – сост. С. Д. Томилова. – М. : Астрель, 2009. Т. М. Пименова, В. В. Архипова Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет. Волгоград Издательство «Учитель 2012»
Художественно-эстетическое развитие
«От Рождения до школы» Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез 2014.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М. : Мозаика-Синтез, 2014 г. Конспекты занятий - М. : Мозаика-Синтез, Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2008. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. Комплексные занятия по программе. «От Рождения до школы»Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Автор – составитель О. В. Павлова «Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность» Издательство «Учитель 2015»
Список литературы.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Комплексное перспективное планирование. Старшая группа / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Пензулаева Л. И. Физические занятия в детском саду. Старшая группа: Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2014.
Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада: Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Гербова В. В.. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
Комарова Т. С. Художественное творчество. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
Автор-составитель Е. И. Подольская Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. Волгоград Издательство «Учитель 2011»
Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. организация деятельности детей на прогулке Волгоград Издательство «Учитель 2011»
Борисова М. М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности, 2014. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Развивающие занятия с детьми 5 – 7 лет /Под ред. Ф. Х. Никулина. – Издательство учитель 2012 год. Правила безопасного поведения дошкольников. Автор-составаительО. В. Черемашенцева. Издательство учитель 2010 год.»Мозаика-Синтез, 2014. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа Мозаика-Синтез. Москва 2017
(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Программа «Юный эколог» Автор: С. Н. Николаева Издательство: «Мозаика-Синтез», 2016 г.