Керн Алла Викторовна
Рабочая программа «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия»
Срок реализации программы (на 2018-2019 учебный год)
Составитель: Керн А. В.
Пояснительная записка.
Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Евгений Шварц
Публикация «Рабочая программа „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Программы
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, к Тематический план кружковой работы «В гостях у сказки» предназначен для работы с детьми от 5 до 6 лет. Программа включает в себя пальчиковые игры, игры драматизации по сказкам, чтение сказок, фольклора, конкурс чтецов, викторины, игры на звукоподражание, игры-фантазии. Данная программа предназначена для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливост.
Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения.
Цели и задачи кружка:
Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы; развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми;
Задачи :
Для детей:
познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
снизить уровень тревожности и агрессивности;
развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.
Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу!
Следует отметить особенности выбора сказки : используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Репка», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Каша из топора»; «Гуси – лебеди»; «Хаврошечка» и т. д.
сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия:
наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, канцтовары);
практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.);
консультации для педагогов и родителей ( цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются :
диалоговые взаимоотношения, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;
взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;
Основные этапы применения сказкотерапии.
- Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме.
Для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки : любимого сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.
Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово). Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.
Занятия с детьми проводятся в течении одного года в объеме 34 часа с интервалом 1 раз в неделю во второй половине дня с старшей группой детей.
Предполагаемый результат:
развитие интереса к русской литературе;
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
совершенствование выразительности и связной речи детей;
содействие творческому развитию детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Основные этапы реализации кружка:
Подготовительный:
опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки;
обсуждение кружковой деятельности, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации кружка.
Совместная деятельность детей и воспитателя:
1. Чтение сказок, фольклора;
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
3. Игры- драматизации по сказкам;
4. Конкурс чтецов отрывков из произведений;
5. Игры на звукоподражание;
6. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку.»;
7. Оформление детских работ по сказкам.
Самостоятельная деятельность детей:
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок;
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
Совместная деятельность детей и родителей:
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам;
2. Заучивание отрывков из сказок;
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению
игрушек, поделок, рисунков по сказкам;
4. Изготовление костюмов для игр- драматизаций;
Заключительный этап:
1. Оформление выставки «По дорогам русских сказок»;
2. Развлечение «Что за прелесть эти сказки!»;
3. Подведение итогов кружковой деятельности.
Календарно- тематический план кружковой работы
недели Тема занятия Игровые упражнения
Сентябрь
1
Знакомство с русской народной сказкой. Игра «Гори-гори ясно» Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание их читать. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству
2 Русская народная сказка «Репка» Игровое упражнение
«Угадай, из какой я
сказки?» Учить детей фантазировать,
самостоятельно придумывать образы
сказочных героев, описывать их
внешний вид. Развивать словарный
запас.
3 Сказка «Репка» (на новый лад). Игры на звукоподражание. («доскажи словечко» и др.) Познакомить детей с музыкальной
сказкой. Распределять роли между
собой. Разучить с детьми песенку к
музыкальному вступлению.
4
Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок» Игра «Живые слова»
Познакомить детей со сказкой,
учить осмысливать идею сказки, характер персонажей, обогащать словарный запас детей.
Октябрь
1
Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Закреплять знания о съедобных и не съедобных корнях и вершках.
2
Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь»
Игра «Закончи фразу» Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения.
3
Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» Игра «Зайцы и лиса» Развивать у детей образное мышление, фантазию.
4
Литературная викторина. Игра "Чьи слова?" Продолжать прививать у детей любовь к русским народным сказкам.
Ноябрь
1
Чтение русской народной сказки «Финист – ясный сокол» Игра «Прилетели птицы» Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета.
2
Фланелеграф по сказке «Гуси лебеди». Игра «Гуси-лебеди»
Игра - ассоциация «Страх» Развивать монологическую и диалогическую речь.
3
Лепка любимых героев из сказки «Гуси лебеди» Игра «Удивительные превращения» Учить детей давать характеристику любимому герою из сказки. Развивать творческие способности
4
Чтение русской народной сказки «Лев, щука и человек» Игра «Назови сказку по главному герою» Учить прислушиваться к советам друзей, не забывать об осторожности, не доверять безоговорочно новым знакомым и не рисковать собой без оснований к этому.
Декабрь
1
Чтение русской народной сказки «Морозко»
Игра «Работа с чувствами» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.
чувствах, которые испытывали герои сказки и что испытывают они сами
2
Викторина по математике «Герои сказок в цифрах». Игра «Ящик-загадка»
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
3
Родительское собрание «По дорогам сказок». Игра: «Красная Шапочка»
Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, приобщение родителей к русскому народному творчеству.
4
Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц» Игра: «Волк и козлята»
Воспитывать доброжелательность, закладывать основы доброты и дружелюбия.
Январь
1
Чтение русского фольклора Игра «Муха- Цокотуха»
Учить детей понимать значение русского фольклора, использовать в самостоятельных играх детей.
2
Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игра –драматизация по сказке «Снегурочка». Учить детей интонационно и мимически выражать настроение героев, добиваться четкости при пересказе текста сказки.
3
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Словесная игра «Кто где живет»
Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Развивать у детей память.
4
Чтение русской народной сказки «По щучьему велению» Игра «Необыкновенные путешествия»
Учить трудолюбию, вниманию, ловкости, ответственности за свои слова и умению понимать свои желания вовремя.
Февраль
1
Чтение сказки «Каша из топора». Игра «Волшебные предметы»
Формирование эстетического восприятия посредством русского народного фольклора
2
Аудиозапись сказки «Каша из топора» Игра «Найди ошибку» Развить творческое воображение и фантазию.
3
Рассказывание сказки «Лиса и кувшин»
«Волшебные предметы» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки.
4
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Игра «Найди!» Учить детей выполнять свои обязанности добросовестно.
Март
1
Сказки, придуманные детьми Игра: «Дополни имя» Учить детей самостоятельно придумывать сказки из личного опыта. Развивать творческое воображение, фантазию.
2
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Игра «Отгадай загадку» Знакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа.
3
Прослушивание аудио записи сказки «Царевна-лягушка». Игра- драматизация по сказке «Царевна-лягушка». Воспитывать у детей чувство дружбы и коллективизма.
4
Чтение русской народной сказки «Баба –Яга» Игра «Волшебные слова» Формировать умение быть внимательными, острожными, смелыми, сочувствовать чужому горю и полагаться в трудностях на собственные силы.
Апрель
1
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Игра «Разрезные картинки» Продолжать развивать нравственно-эстетическое восприятие русских народных сказок. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
2
Изготовление с детьми настольного театра по сказке «Хаврошечка». «Отгадай сказку» Развивать творческие способности у детей.
3
Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка» Игра «Волшебные предметы» Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
4
Рисование «Моя любимая сказка». Игра «Закончи»
Выставка детских рисунков. Развивать творческое воображение у детей.
Май
1 Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
Игра «Угадай, из какой я сказки?» Воспитывать в детях добру, трудолюбие, терпение и умению ценить советы старших.
2 Чтение русской народной сказки «Илья Муромец и Соловей разбойник «Игра «Закончи фразу» Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей.
3 Конкурс «Мой лучший сказочный герой». (Презентация костюмов). Игра «Волшебные предметы» Развитие совместного творчества родителей и детей.
4
Развлечение «Что за прелесть эти сказки!». «Волшебные предметы» Развитие монологической и диалогической речи у детей. Развитие артистических способностей у детей.
Список используемой литературы
1. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок [Текст] – СПБ : Детство-Пресс, 2003.
2. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) [Текст] / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.
3. Лучшая книга сказок [Текст] / сост. А. С. Давыдов. – М. : ЭксмоПресс, 2004. – 320 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : МозаикаСинтез, 2009. – 208 с.
5. Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно-нравственная реабилитация детей и подростков [Текст] : метод. пособие по сказкотерапии / О. А. Садилова, Д. Б. Юматова, Ю. С. Моздокова. – М. : ГУ «Центр «Семья»,
2005. – 84 с.
6. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] : метод. пособие / Л. Ю. Субботина. – М. : Просвещение, 2005. – 178 с.
7. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М. : Сфера, 2014. – 48
8. nukadeti.ru›skazki/russkie_narodnye