Виктория Клочкова
Рабочая программа по хореографии «Школьный вальс» для 11 класса
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». Посредством хореографического искусства осуществляется процесс творческого развития личности. Программа позволяет ознакомиться с историей развития танца, практически овладеть основами «Фигурного вальса», что позволит учащимся выступать на различных мероприятиях. Занятия танцем формируют правильную осанку, совершенствуют координацию движений, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.
Публикация «Рабочая программа по хореографии „Школьный вальс“ для 11 класса» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Групповая форма работы учащихся на занятии позволяет ребятам избавиться от излишней стеснительности, позволяет обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движений, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив.
Программа рассчитана на преподавание «Школьного вальса» 32 часа в год, 1 час в неделю. Количество занимающихся в группе – 22 человека, возрастом 16-17лет, учащиеся 11 классов. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий
При планировании работы а учитываются основные цели:
• овладение учащимися основ вальса;
• ознакомление с историей развития этого танца;
• формирование правильной осанки учащихся.
Задачи:
• в процессе обучения у учащихся развивать технические навыки в исполнении вальса;
• использовать эстетические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства коллективизма, организованности;
• обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движения;
• развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
• воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
• развивать чувство ритма и координацию движения.
Направленность программы «Фигурный вальс» по содержанию является спортивно-оздоровительной, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.
В основу проекта обучения фигурному вальсу были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств человека для воспитания всесторонне-развитой личности и формированию у учащихся правильной осанки.
Педагогическая целесообразность данного курса для старших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, сформировать нравственно - эстетические чувства и основы двигательных навыков.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповые занятия, со всей группой одновременно. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Основное время отводится на практические занятия.
Режим занятий
Расписание занятий строится из расчета одно занятиe в неделю по 45 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Планируемые результаты реализации программы :
Учащиеся должны знать:
• основные понятия, терминологию бального танца;
• структуру Фигурного вальса;
• позиции рук, ног.
Должны уметь:
• использовать полученные знания и навыки для участия в композициях и постановках;
• предлагаемый материал: воспринимать, запоминать, применять;
• грациозно и органично двигаться, общаться с партнером;
• соотносить свои движения с услышанной музыкой.
А так же избавляются от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретают общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Содержание программы :
В программный материал по изучению вальса входит :
• беседы об истории возникновения и развития вальса;
• усвоение тренировочных упражнений на середине зала;
• разучивание отдельных движений и комбинаций;
• разучивание композиций.
Теоретическая часть:
История возникновения и развития вальса. Виды вальса. Музыкальный размер. Прослушивание различных видов вальса. Позиции ног и рук. Линия танца. Подбор музыки для вальса.
Практическая часть:
Поклон и реверанс. Шаг вальса по линии танца. Маленький квадрат вальса с правой ноги. Большой квадрат вальса с правой ноги. Поворот партнерши под рукой. Положения в паре. «Лодочка» (представляет собой балансе по линии танца, а затем против нее). Вальсовая дорожка (променад). Разворот друг от друга с раскрытием. «Окошко». Раскрытия. Движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном колене. Маленький квадрат в паре, удерживая руки под локти. Большой квадрат в паре, удерживая руки под локти. Маленький квадрат в паре. Большой квадрат в паре. Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук. Движения в паре вперед-назад. Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом. Движения в паре с поворотом (венский вальс). «Окошко» и смена мест. Раскрытия с поворотом партнерши под рукой. Шаги вальса по кругу.
Практическая часть
Вспомогательно - тренировочные упражнения. Разминка. Вводные упражнения даются в начале урока и нацелены на подготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам: разогревание мышц и активизацию их восприимчивости. Независимо от выбранного комплекса, для каждого урока подбираются группы упражнений для всех частей тела: для рук, ног, мышечных групп живота, спины – различные приседания, наклоны, перегибания, вращательные движения для отдельных суставов и частей тела. Вторая задача этих упражнений – активизация дыхания. Педагог должен с самого первого занятия обращать внимание учеников на правильность дыхания при выполнении физических упражнений. Вдох на расслаблении, выдох на момент напряжения. Предлагается чередовать или объединять вспомогательно - тренировочные движения:
•статистическая гимнастика (упражнения, выполняемые в основном без перемещения по залу)
•динамическая гимнастика (упражнения, выполняемые с перемещением по залу)
•тренировочные элементы джаз - танца для мышечного напряжения и расслабления.
Разучивание техники танцевального комплекса. Для учащихся, не имеющих хореографической подготовки и не знакомых с терминологией, предлагаются элементарные понятия по предмету бальный танец. Знакомят с принятыми сокращениями, основными позициями ног в вальсе, позициями рук, положениями в паре. Изучают поклон и реверанс. Даются рекомендации начинающим.
Основные движения бального танца - Фигурный вальс. Для освоения навыков исполнения вальса необходимо проучить с учащимися наиболее характерные движения фигурного вальса :
• Шаг вальса по линии танца
• Маленький квадрат вальса с правой ноги
• Большой квадрат вальса с правой ноги
• Поворот партнерши под рукой
• «Лодочка»
• Поворот в паре
• Вальсовая дорожка (променад)
• Раскрытия
• «Окошко»
• Вращение в паре вокруг правой оси
• Шаги вальса по кругу
Отработанные движения рекомендуется объединять в танцевальные комбинации.
Углубленная работа над техникой и выразительностью пройденного материала. На уроках необходимо развивать полученные хореографические навыки. Обучать учащихся грациозно и органично двигаться, общаться с партнером, соотносить свои движения с услышанной музыкой.
Постановочная работа. Составление танцевальных композиций или использование рекомендуемых композиций. Приведенный ниже репертуар не является догмой и может варьироваться с учетом уровня восприятия, эмоционального и физического развития, интересов учащихся, школьного возраста, для которого характерно личностное творческое самовыражение.
Повторение и закрепление пройденного материала. Подготовка вальса для выступления. На этом этапе обучения идет закрепление пройденного материала. Совершенствование исполнительского мастерства. Проводятся репетиции и подготовка к показательным выступлениям.
Основные понятия бального танца.
Позиции ног в бальном танце:
1 п. - 1-я позиция - пятки вместе, носки разведены в стороны.
2 п. - 2-я позиция - ноги на расстоянии ступни, носки разведены в стороны.
3 п. - 3-я позиция - ступня одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны; впереди - правая или левая нога.
6 п. - 6-я позиция - пятки и носки сомкнуты, ступни параллельны.
5-я позиция так же, как и выворотное положение ступней, не
используется.
Основные позиции рук в вальсе.
Существует подготовительное положение и три основные позиции
рук (I, II, III).
В подготовительном положении руки свободно опущены вниз с мягко округленными локтями и запястьями. Кисти сближены, ладони обращены вверх.
В 1-й позиции обе руки округлены в локтях и запястьях и со сближенными кистями подняты перед собой на уровне диафрагмы, ладони обращены к корпусу.
Во 2-й позиции руки при слегка округленных локтях и запястьях раскрыты в стороны чуть впереди корпуса и несколько ниже линии плеч, ладони обращены вперед.
В 3-ей позиции обе руки в овальном положении подняты вверх несколько впереди корпуса со сближенными кистями, ладони повернуты вниз.
Основные движения
Вальс
Основа вальса – кружение в паре, которое получается в результате четырех полных вальсовых поворотов.
Правый поворот
Правый поворот состоит из двух поворотов на 180°. Но это деление условное – кружение должно быть плавным и непрерывным. Первая половина поворота Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
Вальсовая дорожка (променад)
В данном варианте предлагается сочетать вальсовую дорожку вперед у партнера с правым вальсовым поворотом у партнерши.
«Окошко»
Исходное положение — партнеры стоят лицом друг к другу, ноги в 3-й позиции. Партнер находится спиной, а партнерша лицом к центру зала. Партнер правой рукой держит кисть правой руки партнерши. Правые руки в 1-й позиции. Левые: у партнера за спиной, у партнерши — вытянута вниз. Движения партнерши выполняются аналогично движениям партнера. Затакт – подняться на полупальцах. 1 такт Раз – сделать шаг с правой ноги вперед навстречу друг другу; правые руки из 1-й позиции, не размыкаясь, переходят в 3-ю позицию. Два – вернуться в исходное положение. Далее (обычно) идет смена мест партнеров.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Всего часов
1 год обучения
1 Организационная работа. Сбор участников коллектива 1
2 Просмотр танцевальной композиции 1
3 Подбор музыки для танца. Вальсовый шаг без музыки 1
4 Работа над постановкой рук 1
5 Разучивание разминки 1
6 Ритмический тренаж. Музыкально-пространственные упражнения 1
7 Синхронность в вальсе 1
8 Партерная гимнастика, упражнения для стопы 1
9 Разучивание движений современного танца 1
10 Рассказ о вальсе «Уникальный ритм» 1
11 Просмотр всей композиции 1
12 Ходьба парами 1
13 Постановка рук и корпуса 1
14 Закрытая т открытая позиция в паре 1
15 Основная танцевальная фигура 1
16 Квадрат вальса с левой ноги 1
17 Схема вальсовых шагов 1
18 Вращения в паре на носках вокруг своей оси. 1
19 Маленький квадрат в паре, удерживая руки под локти. 1
20 Большой квадрат в паре, удерживая руки под локти. 1
21 Маленький квадрат в паре. 1
22 Линия танца. Шаг вальса по линии танца. 1
23 Маленький квадрат вальса с правой ноги. 1
24 Поворот партнерши под рукой. Большой квадрат вальса с правой ноги. 1
25 Положения в паре. 1
26 «Лодочка» (представляет собой балансе по линии танца, а затем против нее). 1
27 «Окошко». Разворот друг от друга с раскрытием. 1
28 Раскрытия. 1
29 Движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном колене. 1
30 «Променад» (вальсовое вращение дам и одновременное шоссе кавалеров). 1
31 I и II комбинация. 1
32 Разучивание всего вальса в целом. 1
32 ИТОГО 32ч.
Формой подведения итогов считать: выступление на последнем звонке и школьном выпускном вечере.
Техническое обеспечение образовательного процесса
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях «Фигурный вальс», относятся:
• Компьютер;
• Музыкальная аппаратура
• Цифровая камера (видеокамера);
Список литературы:
1. ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
3. Захаров Р. Сочинения танца. - М. : Искусство, 1989.
4. Музыка и движение. - М. : Просвещение, 1984.
5. С. Казлаускас, Танцуем и играем, Шауляйский университет, 1997.
6. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7. Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. - СПб. : ИГУП, 1997.
8. Гребенкин А. В. Сценическое движение. Пособие для руководителей театральных студий и школ искусств. М. :, 2003.
Информационные ресурсы:
Сайт: esta.nm.ru/dance/fw.html
https://chertkov.ucoz.ru/MetodMaterial/Muz/posobie.pdf
Сайт: www.valsis/ru (Учись танцевать вальс)
https://www.youtube.com/watch?v=GI37fUfGteY
https://www.youtube.com/watch?v=Le16tzln_8Q