Людмила Белых
Рабочая программа по сенсорному развитию для обучающегося 1 класса с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Палевицкая средняя общеобразовательная школа»
«Пальсашр школа» муниципальнйвелдансьмкуд учреждение
Согласовано
Зам. директора по УВР
Котова О. Н. Утверждено
Директор Прокушева М. В.
Приказ от ___ №___
Рабочая программа коррекционного курса
Публикация «Рабочая программа по сенсорному развитию для обучающегося 1 класса с ОВЗ» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
на уровне начального общего образования
(1 дополнительный класс)
Срок реализации – 1 год
Рабочая программа составлена учителем начальных классов :
Белых Л. Н.
С. Палевицы.
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 1 дополнительного класса разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, ТМНР, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15, и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, с учётом примерных рабочих программ для 1 дополнительного класса по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, одобренных решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (Протокол №3/17 4 июля 2017 года.).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
На основе создания оптимальных условия познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Общая характеристика учебного предмета:
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Задачи и направления реализуемые в рамках рабочей программы :
• формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
• формирование пространственно-временных ориентировок;
• коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
• развитие слухового восприятия;
• исправление недостатков моторики;
• коррекция зрительно-моторной координации;
• обогащение словарного запаса детей;
Описание места коррекционного курса «Сенсорное развитие» в учебном плане:
В школьном учебном плане на изучение курса отведено по 1 часу в неделю, 33 учебные недели. Всего 33 часа.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные планируемые результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений, неспецифических
жестов.
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
общепринятые правила поведения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
- Использование доступных жестов для передачи сообщения.
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный, невербальный и жестовый материал в
коммуникативных ситуациях.
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца
отдельных букв.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся :
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты коррекционной работы :
«Сенсорное развитие»
1) Расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов.
2) Развитие способности обследовать окружающие предметы адекватным способом.
3) Расширение набора доступных бытовых навыков и произвольных практических действий, навыков предметно-практической и познавательной деятельности.
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т. д. ;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул,
домик);
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами; -умеет соотносить и знает цвета;
-имеет представление о величине и форме предметов;
-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;
-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений; -имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.
Содержание коррекционного курса
Зрительное восприятие: Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.
Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др., различными по температуре (холодный, теплый, фактуре (гладкий, шероховатый, вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Тема Количество часов Основные виды учебной деятельности.
Раздел №1 Развитие моторных навыков 9 часов
игры с прищепками
пуговка
повторяй за мной движенья
подарки
волшебная коробочка
шнуровка
1
2
2
1
1
2
- правильно фиксирует пальцы на прищепках
- соотносит прищепку с необходимым элементом конструкции по указанию педагога
- расстегивает и застегивает пуговицы различных размеров
- проводит шнурок в верной последовательности сквозь отверстия
- открывает самостоятельно различные емкости и коробки
Раздел №2 Кинестетическое и кинетическое развитие 5 часов
игры с песком и фасолью
поиск волшебных предметов
волшебный мешочек
ладошки
2
1
1
1 - погружает руки в песок, фасоль; рассматривает крупинки, находит в емкости спрятанные предметы
- пересыпает цветной песок руками и лопанкой в различные емкости
Раздел №3 Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 9 часов
цветик-семицветик
игры с кубиками
представление о величине
строим дом
представление о размере
морское приключение
2
1
2
1
2
1 - выполняет простейшие постройки по образцу педагога и исходя из поставленной задачи
- определяет предмет по величине, размеру, классифицирует предметы одинаковой формы и размера
Раздел №3 Развитие зрительного восприятия 4 часа
соотнеси картинки
соотнеси предмет с картинкой
продолжи ряд
1
2
1 - соотносит до 10 пар цветных картинок
- соотносит цветные картинки с реальными предметами
- понимает предложенный алгоритм выполнения задания и продолжает выкладывать необходимые недостающие элементы
Раздел №4 Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств 3 часа
в мире запахов
угощение для куклы
вкусные угощения
1
1
1
-
Раздел №5 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 3 часа
в мире звуков
громкие и тихие звуки
2
1 - слушает музыку, звуки природы
- прислушивается к тихой музыке
Учебно-методическое и материально- техническое оснащение
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнурки (кольца, шары, бусины, звучащие
предметы, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра, вставления
(стаканчики одинаковой величины, крупные пазлы, разрезные картинки, дидактические игры,
мозаика, кубики;
- продукты с различными вкусовыми качествами; стеклянные баночки с запахами.
Вспомогательные средства невербальной коммуникации: специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы рисунков)
- презентации по темам: «Звуки окружающего мира», «Цвет и форма», «Мир эмоций», «Мое
настроение».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т. д. ;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами; -умеет соотносить и знает цвета;
-имеет представление о величине и форме предметов; -имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений; -имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений; -имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.