Елена Задорожняя
Рабочая программа элективного предмета «Психология семейной жизни» для 11 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа элективного предмета для 11 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2»
Принято
на заседании
педагогического совета школы
Протокол от 30.08.2017г. № 01 Утверждено и введено в действие
приказом по МБОУ
«Средняя школа № 2»
от «01» 09 2017г. № 75 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного предмета «Психология семейной жизни»
11 «А» (базовый)
Публикация «Рабочая программа элективного предмета „Психология семейной жизни“ для 11 класса» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология школьников
- Работа психолога. Программы
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
класс, уровень
на 2017 - 2018 учебный год
Задорожняя Елена Владимировна
Ф. И. О.
Категория высшая
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного предмета «Психология семейной жизни» разработана на основе нормативных документов :
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Приказ МО и РНФ от 05.03.2004 №1089;
3. Основная образовательная программасреднего общего образования МБОУ «Средняя школа № 2»
4. Авторская программа В. Гребенникова «Основы семейной жизни» под редакцией А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой. -М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.
5. Учебный план и календарный график МБОУ «Средняя школа № 2» на 2017 – 2018 учебный год.
Изучение предмета «Психология семейной жизни» направлено на достижение следующих целей:
создание условий для:
• формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
• выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
• коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
• применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи.
Задачи предмета :
Формировать представления :
• о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
• о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т. д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
• об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
• об основах семейного законодательства;
• о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
• Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
• Пробудить духовные силы растущего человека, способные противостоять бездуховности, цинизму современного мира
Содержание элективного предмета «Психология семейной жизни»11 класс
Тема Кол- во часов Содержание предмета Основные виды учебной деятельности
Быт и экономика молодой семьи 7 Понятие «экономика семьи». Доходы и расходы семьи;
Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»);
Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье;
Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь, отношения с родителями, друзьями;
Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи». Развитие основных понятий по теме, работа в парах;
Работа с дополнительной литературой;
Самостоятельная работа.
Конфликты в семье 5 Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье;
Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения ;
Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода;
Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям;
Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье». Обсуждение проблемы, работа с дополнительной литературой.
Ребенок в семье 14 Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка: правильный образ жизни будущих родителей, отказ от вредных привычек;
Климат семьи: добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям;
Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни (младенец, дошкольник, школьник, подросток) Коллективная работа. Обсуждение проблемы.
Самостоятельная работа.
Конфликты с родителями 8 Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский, попустительский) и его влияние на последующие взаимоотношения родителей и детей;
Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни : проблемы взаимоотношений с детьми школьного возраста;
Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права (и обязанности) родителей на общение со своими детьми
Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями». Фронтальная работа; Обсуждение проблемы;
Работа с дополнительной литературой;
Самостоятельная работа.
Проект.
Всего 34
Результаты освоения программы
Выпускник будет:
Знать:
• знать общее представление о предмете;
• понимать значение «экономика семьи»;
• знать нравственные правила взаимоотношений в семье;
• знать основные положения закона о семье;
• понимать причины конфликтов в семье;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• знать особенности воспитания ребенка в различные периоды его жизни.
Уметь:
• сопоставлять (сравнивать) лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры) : личность и индивид, образ и имидж, лик и личина, честность и лицемерие, своеобразие и лицедейство, свобода и вседозволенность, детство и взрослость, любовь и влюбленность, брак и развод.
• моделировать ситуации;
• участвовать в дискуссиях, беседах;
• отстаивать свою точку зрения;
• заполнять анкету опросника, теста;
• выделять главные существенные мысли в ходе рассказа, чтения.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса,
материально-техническое обеспечение
1. Учебник В. Гребенникова «Основы семейной жизни» под редакцией А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой. -М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г. 2. Урбанович Л. Н. Нравственные основы семьи и брака: Учебно-методическое пособие. - Смоленск, 2007
3. Материалы с сайта www.chelstat.gks.ru
4. Материалы с сайта https://poezosfera.ru
Календарно-тематическое планирование 11класс
№
п\п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Корректиров
ка
План Факт
Быт и экономика молодой семьи
1 Понятие «экономика семьи». Доходы и расходы семьи 1 04.09.17
2 Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм») 1 11.09.17
3 Понятие «быт семьи» 1 18.09.17
4 Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье 1 25.09.17
5 Атмосфера семьи 1 02.10.17
6 Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь, отношения с родителями, друзьями 1 09.10.17
7 Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи». Самостоятельная работа 1 16.10.17
Конфликты в семье
8 Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье 1 23.10.17
9 Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения 1 30.10.17
10 Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода 1 13.11.17
11 Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям 1 20.11.17
12 Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье». Тестирование 1 27.11.17
Ребенок в семье
13 Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка: правильный образ жизни будущих родителей, отказ от вредных привычек 1 04.12.17
14 Создание благоприятных условий для матери, необходимая забота о ее здоровьи 1 11.12.17
15 Климат семьи: добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям. Самостоятельная работа 1 18.12.17
16 Значение родителей для ребенка (ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка) 1 25.12.17
17 Значение родителей для ребенка (тепло, поддержка, ощущение защищенности) 1 15.01.18
18 Что такое материнство? Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку 1 22.01.18
19 Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку 1 29.01.18
20 Что такое отцовство? Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку 1 05.02.18
21 Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку 1 12.02.18
22 Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни : младенец 1 19.02.18
23 Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни : дошкольник 1 26.02.18
24 Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни : школьник 1 05.03.18
25 Особенности воспитания ребенка в различные периоды жизни : подросток 1 12.03.18
26 Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье». Тестирование 1 19.03.18
Конфликты с родителями
27 Необходимость формирования у родителей общих взглядов на процесс воспитания ребенка 1 02.04.18
28 Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский, попустительский) и его влияние на последующие взаимоотношения родителей и детей 1 09.04.18
29 Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни : проблемы взаимоотношений с детьми школьного возраста 1 16.04.18
30 Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни : проблемы взаимоотношений с детьми школьного возраста 1 23.04.18
31 Предупреждение и преодоление конфликтов в семье между родителями и детьми 1 30.04.18
32 Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права (и обязанности) родителей на общение со своими детьми
Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями». 1 07.05.18
33 Промежуточная аттестация Проект: «Моя семья» 1 14.05.18
34 Причины конфликтов между родителями и детьми – непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни : особенности подросткового возраста 1 21.05.18
Всего 34 34