Виктория Ткач
Рабочая программа по экологическому воспитанию для старшего возраста
Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Дата тема задачи содержание
сентябрь
«Цветы на участке осенью» Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить»
Публикация «Рабочая программа по экологическому воспитанию для старшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
«Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е. Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»
«Осень в белые туманы» Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.
Доброе, хорошее солнце» Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля Чтение стихов: «Четыре клада…»
М. Маханева; экспериментирование: «Ладошки».
октябрь
«Расскажи Ёжику о комнатных растениях» Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Ёжик?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».
«Осеннее дерево» Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование
Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Беседа, использование художественного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови»
«Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»;
Пение «Туча», «Кап, кап…», «Солнечные зайчики и тучка», пальчиковая игра «Облака»
ноябрь «Воробьи»
Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные. Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?»
«Синичкин праздник – 12 ноября» Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»
декабрь
Дикие звери зимой» Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Чтение стихотворений, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.
«Снежинка» Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»
«Защитите ель и сосну» Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию
«Плыли по небу тучки» Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака.
Развитие наблюдательности.
Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые. Беседа, «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»
«Снежный хоровод» Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т. д. Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.
Зимняя красавица - ель» Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа.
январь
Наблюдение за снегом и льдом» Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова.
Жизнь птиц зимой» Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают».
Мороз – удивительный художник» Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа
февраль
«Выращиваем лук на окошке» Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта Беседа с элементами труда, экспериментирование: «Как вода поступает в растение на примере лука», зарисовка.
«Дикие животные в лесу зимой» Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания; игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».
Март
Лаборатория добрых дел» Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения); опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.
«Наблюдение за сезонными изменениями» формировать представления об изменениях в природе;
учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».
Апрель
«К нам весна шагает быстрыми шагами» Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Чтение стихотворения “Март», «Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»
Наши четвероногие друзья – собака» Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Наблюдение, подвижные игры
«Дружные пары», «Разойдись — не упади».
«Забота о здоровье» Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.
«Первые цветы в природе» Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, экспериментирование: «Вслед за солнцем».
Май
«Солнышко на травке» Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, экспериментирование «Тепло – холодно».
Что такое облака, дождь, гроза?» Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.
«Песочные фантазии» Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей Чтение загадок, пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», экспериментирование: «почему песок сыплется».