Клюшина Татьяна
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Срок реализации программы-2 года
Количество часов по учебному плану: всего 68 часов
в неделю -1 час, в год-34 часа
Планирование составлено на основе_ «Программы курса юный эколог» к УМК «Школа России» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Издательство «Учитель» ,2010 год___
Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности „Юный эколог“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учебник_ «Юный эколог», авторы: Александрова Ю. Н., Ласкина Л. Д. ( Волгоград: Учитель,2010)
ЭОР
Пояснительная записка
Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невыполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведение здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы :
-принцип единства сознания и деятельности;
-принцип наглядности;
-принцип личностной ориентации;
-принцип системности и целостности;
-принцип экологического гуманизма;
-принцип краеведческий;
-принцип практической направленности.
Программа «Юный эколог»- авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 3870 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Общий объём составляет 68 часов в год.
Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» -авт. В. Самкова, «Экология» -авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течении трёх лет, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утверждённым Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
-Земля-единая экосистема.
-Человек-существо биосоциальное, часть экологической системы.
-Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создаёт на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализует через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны : индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарём природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности : семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зелёной комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники : ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребё нка:
-интерес к познанию мира природы;
-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
-преобладания мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-планета Земля-наш большой дом;
-Солнце –источник жизни на Земле;
-неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
-самоценность любого организма;
-значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
-значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
-различия съедобных и несъедобных грибов;
-позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-что такое наблюдение и опыт;
-экология - наука об общем доме;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-составлять экологические модели, трофические цепи;
-доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
-заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
-работать с гномоном, гербаризировать растения;
-оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
-проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления
сказок, мини-сочинений и т. п.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата Дата для коррекции
Горы 6
1 Горы. 1
2 Жизнь в горном климате 1
3 Изолированная жизнь в горах. 1
4 Редкие животные. 1
5 Составление макета «Жизнь в горном климате». 1
6 Наблюдение за живой природой. 1
Реки и озёра. 7
7 Реки и озёра. 1
8 Путь реки. 1
9 Получение кислорода под водой. 1
10 Пресноводные растения и животные. 1
11 Человек и его деятельность – причина загрязнения водоёмов. 1
12 Жизнь у рек и озер. 1
13 Околоводные птицы. 1
Реки и озёра родного края. 18
14-15 Животный мир возле рек и озер родного края. 2
16 Неповторимый мир поймы. 1
17-18 Экскурсия в парк к водоёму. 2
19 Заказники и заповедники. 1
20-21 Заказники и заповедники родного края.
Памятники природы 2
22-23 Экскурсия в краеведческий музей. 2
24 Наблюдение за неживой природой. 1
25-26 Наблюдение за поведением животных, обитающих на улице. 2
27 Наблюдение за неживой природой. 1
28 Наблюдение за живой природой. 1
29-30 Проект «Чистота рек и озер родного края». 2
31 Викторина «Реки и озёра».
Презентация-32
Конкурс рисунков «Водный мир»-33
Природа вокруг-наш дом!-34
1
Влажные тропические ле 16
32 Амазонка – неповторимый тропический мир. 1
33-34 Животный мир Амазонки. 2
35 Влажные тропические леса. 1
36 Наблюдение за неживой природой. 1
37 Подстилка влажного леса. 1
38 Истребление влажных лесов. 1
39-40 Карабкающиеся и парящие. 2
41 Фильм «Жизнь во влажном лесу». 1
42 Обезьяны. 1
43-44 Хищники влажных лесов. 2
45 Краски во влажном лесу. 1
46-47 Экологический проект. 2
Человек и животные. 21
48 Это все – кошки. 1
49 Жизнь среди людей. 1
50 Домашние животные. 1
51 Собаки и человек. 1
52 Викторина «Собаки наши друзья» 1
53-54 Проект «Моё любимое животное». 2
55 Наблюдение за неживой природой. 1
56 Люди и паразиты. 1
57 Бактерии и вирусы. 1
58 Борьба с болезнями. 1
59 Исчезающие виды. 1
60 Красная книга. 1
61 Защита животных. 1
62-63 Проект «Защитим животных». 2
64-65 Экскурсия в парк. 2
66 Брейн-ринг «В мире животных». 1
67-68 Проект «Начни с себя!» 2
Всего: 68ч