Морозова Мария
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Тайны русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Успешное овладение знаниями в любом классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка», являющаяся продолжением урока, его дополнением.
Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса „Тайны русского языка“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Занятия проводятся в самых разнообразных формах: игры, исследования, презентации, лабораторные работы, учебные проекты и т. д. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М. : Просвещение, 2011, с использованием пособий для учителя Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. - М. : Просвещение, 2011.
Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
2. Содержание программы.
Организационное занятие. (1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5. Сказочные превращения.
Тема 2.6. Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию) : телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4. Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет. (3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающие занятия. (1ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятий, проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
3. Планируемые результаты
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов.
№п/п Тема Теория Практика
1. Организационное занятие. 1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
2 Почему не всегда совпадает звучание и написание слова 1 1
3 Для чего используют звуковые повторы в речи 1 1
4 Какова роль интонации в устной речи 1 1
5 Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» 1
Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология)7ч)
6 О чем рассказывает словообразовательная модель слова. 0,5 0,5
7 Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. 0,5 0,5
8 Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова 0,5 0,5
9 Этимология слов. Работа со словарями. 0,5 0,5
10 Сказочные превращения 0,5 0,5
11 Презентация творческой работы. 1 1
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
12 Зачем нужно знать алфавит 0,5 0,5
13 В чем секрет правописаний морфем. 0,5 0,5
14 Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания 0,5 0,5
15 Не пером пишут- умом. Тайны письма. 0,5 0,5
16 Бенефис знаний 0,5 0,5
Тайны русского языка. (Лексика. Фразеология) (5ч)
17 На какие группы делится словарный состав русского языка 0,5 0,5
18 В чем особенность употребления слова в художественном тексте. 0,5 0,5
19 А чем рассказывают фразеологизмы. 0,5 0,5
20 Фразеология в художественных произведениях. 0,5 0,5
21 Лабораторная работа. 0,5 0,5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (6ч)
22 Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. 0,5 0,5
23 В чем секрет глагола и его формы. 0,5 0,5
24 Как отличать грамматические омонимы. 0,5 0,5
25 Какими бывают предложения. 0,5 0,5
26 Грамматике учиться- всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний. 1 1
Речевой этикет (2ч)
27 Правила речевого этикета. 1 1
28 Формулы речевого этикета. 1
Обобщающее занятие. (1ч)
29 Аукцион знаний. 1
Итого 34 часа
5. Календарно-тематическое планирование.
№ уроков Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности учеников Количество часов Дата
план Дата факт.
1. Организационное занятие. Учащиеся знакомятся с целями и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Дети заполняют анкеты. 1
2-3. Секреты устной речи.
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука; звукозапись как одно из выразительных средств русского языка. Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь 2
4-5. Для чего используют звуковые повторы в речи. 2
6-7. Какова роль интонации в устной речи. 2
8. Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает» 1
9-10. Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология.
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Осознают морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового грамматического и словообразовательного анализа. Составляют словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов, характеризуют словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определяют способ образования слов. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Получают представление об этимологии, об исторических изменениях в структуре слова. Пользуются этимологическим словарём. 2
11. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. 1
12. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. 1
13. Этимология слов. Работа со словарями. 1
14. Сказочные превращения. 1
15. Презентация творческой работы. 1
16. Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация.
Зачем нужно знать алфавит. Осознавать значение письма в истории развития человечества. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
1
17. В чём секрет правописания морфем. 1
18. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. 1
19. Не пером пишут – умом. Тайны письма. 1
20. Бенефис знаний. 1
21. Тайны русского языка. Лексика. Фразеология.
На какие группы делится словарный состав русского языка. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Знать в чём особенность употребления слова в художественном тексте. Осознавать основные понятия фразеологии. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фра-зеологические обороты в речи. 1
22. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. 1
23. О чём рассказывают фразеологизмы. 1
24. Фразеология в художественных произведениях. 1
25. Лабораторная работа. 1
26. Секреты морфологии и синтаксиса.
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Овладеть основными понятиями морфологии. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные: согласовывать части речи. Анализировать и характеризировать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Различать грамматические омонимы. 1
27. В чём секрет глагола и его формы. 1
28. Как отличать грамматические омонимы. 1
29. Какими бывают предложения. Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике. 1
30. Грамматике учиться – всегда пригодиться. Мониторинг проверки знаний. 2
31. Речевой этикет.
Правила речевого этикета. Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Познакомиться с правилами речевого этикета и формулами речевого этикета. 1
32. Формулы речевого этикета. 1
33. Обобщающее занятие.
Аукцион знаний. 1
34. Резерв
Список литературы для педагога
1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М: Просвещение, 2000.
2. Бурмаков В. М. Русский язык в рисунках. – М: Просвещение, 2011.
3. Волина В. В. Весёлая грамматика. - М: Знание, 2005.
4. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя : 5 класс / Под ред. И. С. Артюховой. – М. : ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Львова С. И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. - М: Мнемозина, 2007.
6. Павлова Т. И., Чигвинцева О. Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С. И. Львовой, В. В. Львова. Ростов –на – Дону: Учитель, 2007.
7. Чачина Т. М. Денисова А. А. Гарцов А. Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. - М: Дрофа, 2007
8. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. –М. : Дрофа,2010.
Список литературы для учащихся
1. Львова С. И. Русский язык 5-7 классы. - М: Дрофа,2012.
2. Львова С. И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет- М: Дрофа,2007
3. Львова С. И. Рабочие тетради к учебному пособию по русскому языку в 5 классе- М : Мнемозина,2012.
4. Тумина Л. Е. Сочини сказку. - М: Дрофа,2006.