МААМ-картинки

Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы по экспериментированию в старшей группе

Петкунова Карина Михайловна
Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы по экспериментированию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Темочки:

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Освоение программного материала кружка «ВОЛШЕБНЫЙ МИР» рассчитано на один учебный год.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ :

Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

ЗАДАЧИ:

• Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

Расширять представления о физических свойствах окружающего мира: развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);

• Учить фиксировать результаты исследований;

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ :

• в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:

• Побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;

• Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;

• Направлять поисковую деятельность старших дошкольников;

• Способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;

• Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

• Поощрять возникновение проблемных вопросов.

Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.

Основные направления работы, формы и способы их реализации.

Основные направления работы. Способы и формы их реализации

1. Создание предметно-развивающей среды - Создание уголка экспериментирования; Создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.

2. Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности - Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

3. Взаимодействие с семьей - Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности (консультации, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, мастер-класс).

Ожидаемые результаты

1. Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.

2. Изменения качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).

3. Повышение уровня познавательных способностей детей.

4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- "Волшебные магниты" - Предложить детям определить какие предметы притягиваются к магниту, а какие не испытывают его притяжения.

- "Притягивает - не притягивает" - Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит

- "Волшебная скрепка" - Ребенку дается стакан с водой, на дне которого лежит металлический предмет - скрепка. Перед ребенком ставится задача: достать скрепку, не вылив воду и не замочив рук.

- "Волшебный шарик" - Надуйте шарик. Хорошо потрите его о свой свитер или волосы. Приставьте его на некоторое время к свитеру или волосам. Упадет ли шарик?

- "Вода не имеет формы" - Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

- "Тонет - не тонет" - Знакомство со свойствами коры дерева. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое).

- "Какие предметы могут плавать" - дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

- "Особенности теплой и холодной воды" - Выявить в какой воде быстрее растворяются вещества

- "Удивительная соль" - Познакомить детей со свойствами соли, с её видами, как образуется соль в природе

- "Что растворяется в воде" - Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

- "Как вытолкнуть воду?" - Формировать представления о том, что уровень воды повышается при погружении в нее разных предметов.

- "Как вода гулять отправилась" - Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

- "Когда льется, когда капает" - продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность

- "Посадим деревце" - Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

- "Взаимодействие воды и снега" - Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

- "Замораживаем воду" - Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

- "Как согреть руки" - Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

- "Разноцветный снег" - Познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается.

- "Талая вода. Можно ли ее пить?" - Показать детям, что снег грязнее водопроводной воды. Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы

- "Теплота. Где быстрее растает лед?" - Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед-вода). Где быстрее растает лед: в ладошке или завернутый в варежку

- "Свет и тень" - Показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени.

- "Здравствуй, солнечный зайчик" - Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

- "Рвется, режется" - Формировать у детей умения различать виды бумаги по свойства и качествам.

- "Веселая полоска" - Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

- "Воздух работает" - Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы

- "Почувствуй воздух" - Дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

- "Прокати шарик" - Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

- "Мыльные пузырьки" - Познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

- "Надувание мыльных пузырей" - Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

- "Каждому камешку свой домик" - классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

- "Волшебное сито" - познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

- "Будут детки рисовать - за водичкой наблюдать" - Закреплять прием окрашивания воды. Развивать понимание простейших причинно-следственных отношений в системе "действие-результат".

- "Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем" - закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

- "Угадай, что в руке" - Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

- "Почему всё звучит?" - Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

- "Песок и глина" - Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

- "Как развивается растение" - Формулировать у детей представление о растениях, как о живых существах, о том, что семена растений тоже живые существа; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.

- "Что отражается в зеркале" - Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

- "Ветер и песок" - Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

- "Угадай-ка" - Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

- "Свойства песка" - закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

- "Цветной песок" - познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

- "Фонтанчики" - развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Всего: 50 часов (некоторые темы рассчитаны на 2 академических часа)

Список литературы

• О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

• Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

• Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;

• Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

• Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;

• Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

• А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

Публикации по теме:

Фотоотчет о реализации адаптированной дополнительной программы «Радуга ниток» с детьми с ОВЗФотоотчет о реализации адаптированной дополнительной программы «Радуга ниток» с детьми с ОВЗ Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга ниток» по форме организации.

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной программы по рисованию в нетрадиционных техникахОпыт реализации дополнительной общеобразовательной программы по рисованию в нетрадиционных техниках Как сделать процесс рисования оригинальным, интересным и даже удивительным? Можно использовать необычные техники рисования, привлекать самые.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы по экспериментированию в старшей группе
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 22:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы по экспериментированию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Петкунова Карина Михайловна (УИ 384271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД